Астрономы обнаружили самую быструю из известных на сегодняшних день гиперскоростную звезду главной последовательности S5-HVS1, которая движется по галактике со скоростью почти 1755 километров в секунду. Предполагается, что 4,8 миллиона лет назад двойная система, в которую входила звезда, прошла относительно близко к сверхмассивной черной дыре в центре Млечного Пути, в результате одна из звезд была захвачена черной дырой, а другая отброшена прочь. Статья опубликована в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.
На протяжении последних ста лет исследований звездного населения нашей галактики тема поиска быстро движущихся звезд на небе или в трехмерном пространстве сильно интересовала астрономов. Одной из первых подобных работ была кандидатская диссертация Яна Оорта, в которой была определена граница между звездами с высокой и низкой скоростями, составляющая 63 километра в секунду. В 1950–1960-х годах термин «высокоскоростная звезда» использовался для обозначения звезд, движущихся с скоростями около ста километров в секунду, в основном это были объекты из гало Млечного Пути. Примерно в то же время появился другой тип высокоскоростных объектов — убегающие OB-звезды, чьи скорости движения отличались от скорости вращения диска на 100-200 километров в секунду.
Механизмы, предложенные для объяснения формирования таких высокоскоростных звезд, включают в себя либо взрыв сверхновой в двойной системе, либо выброс объекта из звездного скопления в результате столкновений. Некоторое время подобные модели казались наиболее хорошими, однако в 1988 году астроном Джек Хиллс предложил совершенно новую модель образования гиперскоростных звезд, которые движутся со скоростями около тысячи километров в секунду, в результате взаимодействия двойной звездной системы со сверхмассивной черной дырой в центрах галактик.
В новой работе группа астрономов во главе с Сергеем Копосовым (Sergey Koposov) сообщает об открытии самой быстрой из известных на сегодняшних день гиперскоростной звезды главной последовательности S5-HVS1. Звезду открыли с помощью 3,9-метрового телескопа AAT (Anglo-Australian Telescope) в рамках обзора неба S5 (Southern Stellar Stream Spectroscopic Survey), а ее существование затем подтвердили данными космического телескопа Gaia.
Звезда S5-HVS1 относится к спектральному типу A, характеризуется высоким уровнем металличности и имеет массу 2,35 массы Солнца. Она находится в созвездии Журавля, на расстоянии 29 тысяч световых лет от Солнца, и имеет гелиоцентрическую лучевую скорость 1017±2,7 километра в секунду, при этом скорость звезды в Галактической системе отсчета составляет 1755±50 километров в секунду. Она занимает третье место по скорости среди одиночных гиперскоростных звезд в нашей галактике; первое и второе место принадлежат белым карликам.
Моделирования, проведенные астрономами с целью восстановления траектории звезды в прошлом, показали, что точка старта однозначно находится в районе центра Млечного Пути, в области размером 50×1000 парсеков. Предполагается, что 4,8 миллиона лет назад двойная система, в которую входила S5-HVS1, прошла относительно близко к сверхмассивной черной дыре, чье гравитационное влияние послужило причиной разрушения системы, и одна из звезд была захвачена черной дырой, а другая отброшена прочь со скоростью около 1800 километров в секунду. Это пока что единственный случай открытия гиперскоростной звезды, в образовании которой точно участвовала сверхмассивная черная дыра. Траектория и время полета S5-HVS1 совпадают с плоскостью орбиты и возрастом кольца из молодых звезд в центре галактики и, следовательно, могут быть связаны с процессом его формирования. Теперь ученые намерены разобраться с другими кандидатами в подобные объекты и установить механизмы, приведшие к их образованию.
Ранее мы рассказывали о том, как «Хаббл» раскрыл тайну выброшенных сверхновых и где ученые обнаружили двойную систему звезд-бегунов, которая движется почти с четвертой космической скоростью нашей галактики.
Александр Войтюк
Это может говорить о потенциальной обитаемости экзопланеты
Инфракрасный космический телескоп «Джеймс Уэбб» обнаружил доказательства того, что экзопланета K2-18b может быть гикеаном, обладающим водным океаном, а не суперземлей или мини-нептуном. Кроме того, в ее атмосфере нашлись следы биомаркера диметилсульфида, что делает экзопланету интересной целью для изучения с точки зрения потенциальной обитаемости. Статья принята к публикации в журнале The Astrophysical Journal Letters, кратко о работе сообщается на сайте обсерватории. Гикеаны описываются как субнептуны с умеренными температурами, обладающие глобальным водным океаном и обширной атмосферой, богатой водородом. Эти тела могут обладать радиусами 1-2,6 радиуса Земли и массой 1-10 масс Земли и пока что представлены лишь несколькими кандидатами — подтвержденных экзопланет такого типа еще неизвестно. Большой интерес для ученых гикеаны представляют из-за значительно более широкой обитаемой зоны по сравнению с планетами земной группы и удобства потенциальных поисков биомаркеров в атмосферах Группа астрономов во главе с Никку Мадхусудханом (Nikku Madhusudhan) из Кембриджского университета опубликовала результаты спектрометрических наблюдений за атмосферой экзопланеты K2-18b, проведенных при помощи инструментов NIRISS и NIRSpec телескопа «Джеймс Уэбб». Наблюдения велись в диапазоне длин волн 0,9–5,2 микрометра в 2023 году во время двух событий прохождения планеты по диску своей звезды. K2-18b обращается вокруг красного карлика, расположенного в 111 световых годах от Солнца в созвездии Льва, и открыта в 2017 году. Экзопланета попадает в обитаемую зону, обладает массой 8,63 массы Земли, радиусом 2,61 радиуса Земли и равновесной температурой 250–300 кельвинов. В 2019 году в ее атмосфере обнаружили водяной пар. Экзопланета считалась кандидатом в гикеан, скалистую суперземлю или мини-нептун. Исследователи обнаружили в атмосфере K2-18b, богатой водородом, метан и углекислый газ и не нашли аммиака, что согласуется с моделью глобального океана, скрытого под тонкой и холодной атмосферой. Кроме того, они не обнаружили водяной пар, угарный газ и синильную кислоту, хотя установленные верхние пределы их содержания тоже соответствуют предсказаниям модели. В атмосфере субнептуна также обнаружились потенциальные следы диметилсульфида, который рассматривается как биомаркер в виде продукта жизнедеятельности бактерий и фитопланктона. Это тоже говорит в пользу идеи о том, что K2-18b представляет собой гикеан, а не скалистую или богатую летучими веществами планету с обширной водородной атмосферой или скалистую планету с тонкой водородной атмосферой. Однако, что касается потенциальной обитаемости экзопланеты, то она под вопросом, так как факт обнаружения диметилсульфида, его точное содержание и происхождение (биогенное или абиогенное) должны помочь установить будущие наблюдения за K2-18b. Ранее мы рассказывали о том, как «Джеймс Уэбб» нашел толстые слои облаков в атмосфере близкого субнептуна.