Даже в трезвом состоянии мозг пьяниц для распознавания боли другого и выражения сочувствия тратит больше времени и работает интенсивнее, чем у людей, употребляющих умеренно. Повышенная активность регистрируется в связанной с визуальным восприятием тела веретенообразной извилине, а время реакции растет по мере увеличения активности в этой области. Статья опубликована в журнале NeuroImage: Clinical.
Алкоголизму как хронической болезни предшествует пьянство — это эпизодическое, один раз в 30 дней или чаще, употребление алкоголя в количестве более 60 грамм чистого спирта в сутки. Такое поведение, когда периоды трезвости перемежается с периодами употребления, еще называют «запойным».
Запойное пьянство приводит к структурным и функциональным изменениям мозга, которые выражаются в виде когнитивного и эмоционального дефицита. Например, пьяницы испытывают трудности при распознавании эмоций страха и печали, а также у них отмечается снижение эмпатии — способности сопереживать другому человеку. Предположительно, снижение эмпатии может притупить восприятие своих страданий и страданий другого у злоупотребляющих алкоголем людей.
Проверили это предположение Шарлотта Рэй (Charlotte Rae) из Сассекского университета и ее коллеги в ходе исследования с участием 71 употребляющего алкоголь человека в возрасте от 18 до 23 лет из Франции и Англии. По результатам анкеты о количестве употребляемого алкоголя AUQ ученые сформировали две группы: те, кто набрал 30 баллов и выше (среднее употребление 237 граммов спирта в неделю) составили группу пьяниц (binge drinkers), оценки ниже 16 баллов (среднее употребление 128 граммов спирта в неделю) — группу непьянствующих (non-binge drinkers). Все испытуемые предоставили демографические данные, были правшами и, пройдя пробу на концентрацию алкоголя в выдыхаемом воздухе, подтвердили, что на момент эксперимента трезвы как минимум 12 часов.
Ученые решили, что не будут полагаться на привычные при оценке эмпатии опросники, а воспользуются фМРТ, с помощью которой они фиксировали изменения в работе областей мозга, связанных с восприятием боли и эмпатией. К ним относят сенсомоторную кору, области, обрабатывающие эмоциональные аспекты боли (островок, поясная и нижняя лобная извилины), а также связанные с репрезентацией действий и образом тела префронтальную и височную кору, включая веретенообразную извилину.
Находясь внутри аппарата МРТ, участники смотрели на 128 картинок и отвечали, изображена ли на них сцена боли или нет. При этом в половине задач испытуемые представляли, что пережили изображенные ситуации сами, а во второй половине — другой человек.
Ученые выяснили, что все участники быстрее реагировали на эпизод без боли, чем с болью, и на собственные ощущения, чем чужие (p < 0,05). Но пьяницам потребовалось больше времени, чем участникам второй группы, чтобы отреагировать на ситуацию, изображающую боль другого, и ответить сочувствием (p < 0,05).
Также если пьяницы видели изображения с болью другого, то МРТ показывал более высокую, по сравнению с непьянствующими, активность веретенообразной извилины, которая связана с визуальным восприятием тела (p < 0,05). Но когда пьяницы представляли травмированную часть тела как собственную, то их реакции не отличались от непьянствующих участников (p > 0,05). Интересно, что увеличение времени реакции на боль другого было связано с ростом активности веретенообразной извилины (p > 0,05). Кроме, в процессе обработки боли были задействованы сенсомоторная, префронтальная кора, передняя часть поясной и нижняя лобная извилины, но без значимых связей с условиями эксперимента (p > 0,05).
Таким образом, чтобы распознать боль другого человека и ответить сочувствием, мозг пьяниц тратит больше времени и работает интенсивнее, чем мозг людей, которые употребляют алкоголь в небольших суточных дозах.
А чтобы распознать и предупредить риск алкоголизма еще в подростковом периоде, стоит присмотреться к особенностям строения мозга, которые характеризуются большим объемом серого вещества в хвостатом ядре и левом мозжечке.
Екатерина Рощина
А память молодых геймеров была лучше, если они играли в стратегии
Ученые из Великобритании выяснили, что молодые и пожилые геймеры обладают лучшей рабочей памятью, однако в разном возрасте эффективны игры разных жанров. Среди людей до 30 лет память была лучше у тех, кто предпочитал играть в стратегии, а среди людей старше 60 — у любителей головоломок. Также геймерам было легче игнорировать отвлекающие факторы, которые мешают запоминать нужное. Результаты опубликованы в Heliyon. Видеоигры нередко винят в негативном влиянии на психику, но вопреки этому исследователи часто обнаруживают их положительный эффект. Игры связывают с улучшением когнитивных способностей детей и взрослых, особенно — внимания и памяти. Предыдущие исследования показали, что так работают по крайней мере экшен игры. Поскольку память ухудшается с возрастом, Джо Каттинг (Joe Cutting) из Уорикского университета с коллегами решил проверить, как видеоигры и их предпочитаемый жанр влияют на рабочую память молодых и пожилых людей. Ученые протестировали онлайн 209 человек в возрасте от 18 до 30 лет и 181 человека от 60 лет до 81 года. Участников спросили, сколько часов в неделю они играют в игры (включая игры на телефоне, компьютере и приставке), и как давно они начали играть. Также их попросили перечислить игры, в которые они играли на прошлой неделе, чтобы затем разделить людей на группы по игровым жанрам. Большинство молодых участников (80 человек) предпочитали экшен (авторы отнесли к этой категории игры разного жанра, в которых идет упор на координацию и скорость реакции), а вот среди пожилых любителей игр этого типа почти не оказалось (12 человек). Люди старше 60 в основном играли в головоломки (59 человек) и реже — в стратегии (34 человека). Также исследователи отдельно учитывали тех, кто совсем не играл в видеоигры — 53 человека в молодой группе и 88 — в пожилой. Чтобы оценить рабочую память участников, их просили запомнить расположение красных кругов на сетке. С каждым испытанием добавлялся один круг — и так до тех пор, пока испытуемый справлялся. Также ученые проверили, насколько хорошо участники справляются с отвлекающими факторами (это важно для производительности памяти): в части испытаний вместе с красными кругами или же после их исчезновения на экране появлялись желтые — их нужно было проигнорировать. В группе молодых участников объем рабочей памяти был выше у тех, кто предпочитал стратегии и экшен игры по сравнению с теми, кто совсем не играл. Молодые любители стратегий также меньше отвлекались на желтые кружки и лучше справлялись с заданиями. При этом головоломки или экшен игры на устойчивость к отвлекающим факторам в этой группе не повлияли. А вот среди пожилых людей рабочая память была лучше у тех, кто играл в головоломки, а не стратегии (пожилые игроки в экшен не учитывались, поскольку их было мало), — они справлялись с заданиями так же хорошо, как молодые люди, не играющие в видеоигры. Пожилые люди, играющие в головоломки, меньше отвлекались на желтые кружки, когда они появлялись одновременно с красными. Но желтые кружки, возникающие после красных, сбивали всех участников старше 60 примерно одинаково, независимо от того, во что они предпочитали играть. Авторы пришли к выводу, что экшен игры не влияют на рабочую память — ее показатели у игроков в экшен были такими же, как и у тех молодых людей, кто играл в головоломки или вообще ни во что не играл. Зато рабочая память была лучше у молодых любителей стратегий и у пожилых любителей головоломок. Также память была лучше у тех, кто играл в игры с элементами стратегии и экшена, чем у тех, кто играл в классический экшен. Количество часов, проведенных за играми, не повлияло на результаты. Ранее исследователи выяснили, что видеоигры улучшают когнитивное развитие детей (по крайней мере в США), а телевизор и социальные сети никак на него не влияют.