Европейское агентство авиационной безопасности (EASA) запустило программу по оценке уровня загрязнения воздуха в салоне пассажирских самолетов, которое может представлять угрозу здоровью пассажиров. Как пишет Flightglobal, программа рассчитана на три года. По итогам исследования специалисты намерены узнать какие вещества и в каких случаях могут попадать в воздух в салоне самолетов и как это можно предотвратить.
Салоны пассажирских самолетов выполнены герметичными. Воздух в них подается через систему отбора из внешнего контура турбовентиляторных двигателей. Непосредственно перед подачей в салон воздух из двигателей проходит фильтрацию и систему кондиционирования. При нормальном функционировании силовых установок такой воздух не содержит каких-либо опасных загрязнителей.
Случаи, когда пассажиры самолетов получали отравление из-за попадания в воздух опасных веществ, крайне редки, однако понимание их причин крайне важно для авиационной безопасности. В рамках трехлетней исследовательской программы специалисты EASA намерены изучить степень загрязнения воздуха в салоне самолетов частицами моторного масла и продуктами сгорания масла и топлива.
Кроме того, специалисты намерены определить сценарии, при которых такое загрязнение может происходить, включая различные повреждения двигателей в полете. В рамках программы планируется разработать методики сбора проб воздуха в салонах самолетов, анализа проб с поверхностей в салоне и технологий оценки уровня загрязнения воздуха в случае нештатных ситуаций.
Случаи отравления людей загрязненной воздушной смесью сегодня часто встречаются в боевой авиации. Дело в том, что в боевых самолетах за подачу воздушной смеси в кабину летчиков и дыхательные маски отвечают иные системы, чем на пассажирских самолетах. В частности, за формирование дыхательной смечи отвечает система генерации кислорода. На некоторых типах истребителей загрязнение воздушной смеси может происходить из-за подсоса отработанных газов из двигателей.
Василий Сычёв
Пока на дозвуковой скорости
Экспериментальный сверхзвуковой самолет X-59 совершил свой первый полет. Технологический демонстратор поднялся в воздух утром 28 октября 2025 года с аэродрома ВВС США в Палмдейле, штат Калифорния, где расположено подразделение Skunk Works компании Lockheed Martin, и затем приземлился на авиабазе Эдвардс. По данным flightradar24, полет над пустыней Мохаве продолжался более часа и проходил на дозвуковой скорости. После перелета X-59 будет базироваться в Летно-исследовательском центре NASA имени Армстронга. Здесь его ждет программа испытаний, в рамках которой запланированы полеты над сетью расставленных на земле микрофонов. Кроме того, в тестах примут участие самолеты сопровождения для сбора данных об образующихся во время полета X-59 на сверхзвуковой скорости ударных волнах, сообщает Space.com.