Европейское агентство авиационной безопасности (EASA) запустило программу по оценке уровня загрязнения воздуха в салоне пассажирских самолетов, которое может представлять угрозу здоровью пассажиров. Как пишет Flightglobal, программа рассчитана на три года. По итогам исследования специалисты намерены узнать какие вещества и в каких случаях могут попадать в воздух в салоне самолетов и как это можно предотвратить.
Салоны пассажирских самолетов выполнены герметичными. Воздух в них подается через систему отбора из внешнего контура турбовентиляторных двигателей. Непосредственно перед подачей в салон воздух из двигателей проходит фильтрацию и систему кондиционирования. При нормальном функционировании силовых установок такой воздух не содержит каких-либо опасных загрязнителей.
Случаи, когда пассажиры самолетов получали отравление из-за попадания в воздух опасных веществ, крайне редки, однако понимание их причин крайне важно для авиационной безопасности. В рамках трехлетней исследовательской программы специалисты EASA намерены изучить степень загрязнения воздуха в салоне самолетов частицами моторного масла и продуктами сгорания масла и топлива.
Кроме того, специалисты намерены определить сценарии, при которых такое загрязнение может происходить, включая различные повреждения двигателей в полете. В рамках программы планируется разработать методики сбора проб воздуха в салонах самолетов, анализа проб с поверхностей в салоне и технологий оценки уровня загрязнения воздуха в случае нештатных ситуаций.
Случаи отравления людей загрязненной воздушной смесью сегодня часто встречаются в боевой авиации. Дело в том, что в боевых самолетах за подачу воздушной смеси в кабину летчиков и дыхательные маски отвечают иные системы, чем на пассажирских самолетах. В частности, за формирование дыхательной смечи отвечает система генерации кислорода. На некоторых типах истребителей загрязнение воздушной смеси может происходить из-за подсоса отработанных газов из двигателей.
Василий Сычёв
Компания готовится к следующему этапу сертификации
Летающий гибридный четырехместный автомобиль A5, разрабатываемый компанией ASKA, получил специальный сертификат летной годности от Федерального управления гражданской авиацией США. Во время экспериментальных полетов планируется собрать данные для дальнейшего прохождения процедуры получения сертификата типа, сообщает New Atlas. Инженеры не оставляют идею создать летающий автомобиль, который мог бы как передвигаться по дорогам общего пользования, так и летать. На сегодняшний день существует множество проектов такого рода и некоторые из них уже выполняют тестовые полеты, как, например, летающий автомобиль AirCar, разрабатываемый словацкой компанией Klein Vision. Недавно к числу официально допущенных к испытательным полетам прототипов присоединился летающий автомобиль A5 от компании ASKA. Проект был впервые анонсирован в 2018 году, а в январе 2023 года на выставке CES представлен первый полностью функциональный прототип. Четырехколесный автомобиль рассчитан на перевозку четырех человек, включая пилота-водителя. На земле в движение A5 приводят четыре электромотора, встроенные в колеса. Они способны разогнать автомобиль до 105 километров в час менее чем за пять секунд. Разгон с помощью колес также помогает сократить дистанцию разбега при взлете. Для полета A5 оборудован двумя складными крыльями. Во время движения по дороге они находятся в сложенном виде на крыше транспортного средства, а перед полетом автоматически разворачиваются. На них установлены шесть электромоторов с двухлопастными воздушными винтами. Два двигателя из четырех, установленных на заднем крыле, могут поворачиваться, создавая тягу в горизонтальном полете. Летающий автомобиль может подниматься в воздух вертикально с места или взлетать по-самолетному с небольшим разбегом. Кроме основных литий-ионных батарей на борту также установлен резервный бензиновый генератор. По заявлениям разработчиков, включение генератора помогает увеличить время полета на 30 минут. В итоге максимальная дальность полета составляет 402 километра. Помимо резервного мотора в целях безопасности летающий автомобиль оборудован аварийным парашютом. Недавно Aska А5 наконец получил от Федерального управления гражданской авиацией (FAA) США специальный сертификат летной годности, а также разрешение на полеты с испытательными целями. Данные, собранные в результате экспериментальных полетов, позволят в дальнейшем перейти к процедуре получения сертификата типа, открывающего дорогу к серийному производству ASKA A5. https://www.youtube.com/watch?v=d-O-sov-0S0 В отличие от A5, который имеет крылья и может летать как самолет, проект летающего автомобиля, разрабатываемый китайской компанией XPeng, будет построен по чисто мультикоптерной схеме.