Одна из четырех выживших черепах Свайно оказалась самкой

Специалисты по охране природы установили пол черепахи Свайно из вьетнамского озера Донг Мо, одной из четырех последних особей вида. Как сообщается в пресс-релизе природоохранной организации Wildlife Conservation Society, рептилия оказалась самкой. Открытие подтвердило, что из известных четырех особей по крайней мере две черепахи разных полов (самец живет в китайском зоопарке), что дает надежду на сохранение этого исчезающего вида. Теперь в планах исследователей выяснить, к какому полу относятся еще две дикие черепахи из вьетнамских озер.

Черепахи пострадали от человеческой деятельности людей сильнее многих других рептилий. Согласно недавним оценкам, под угрозой исчезновения находятся шестьдесят процентов их видов. Особенно тяжелая ситуация сложилась в Юго-Восточной Азии, где черепах массово отлавливают для употребления в пищу, а среду их обитания быстро уничтожают. Численность некоторых местных видов по вине людей упала до считанных особей. Например, в мире осталось всего четыре гигантские пресноводные черепахи Rafetus swinhoei — вида, который некогда был широко распространен в Китае и на севере Вьетнама.

Когда в апреле 2019 года в зоопарке китайского города Сучжоу умерла последняя известная самка Rafetus swinhoei, которой было более 90 лет, многие зоологи предположили, что надежды на сохранение вида больше нет. На тот момент считалось, что в живых остались всего три особи, включая самца из того же зоопарка и двух диких черепах из вьетнамских озер Донг Мо и Сюань Хан. Впрочем, пол последних был исследователям неизвестен.

С тех пор специалистам по охране природы удалось найти подтверждение, что в озере Донг Мо живет еще одна особь неизвестного пола, что увеличило число известных выживших черепах Свайно до четырех. Однако оставалось неясным, есть ли среди них хотя бы одна самка. Чтобы выяснить это, исследователи из организаций Asian Turtle Program (ATP) и Wildlife Conservation Society (WCS) при поддержке местных властей решили поймать одну из черепах в озере Донг Мо и определить ее пол.

В октябре этого года в водоеме расставили сети, в которые 22 октября попалась искомая особь. Рептилию переместили во временный пруд на острове и провели полный осмотр. Ультразвуковое обследование подтвердило, что это самка, причем крупная (ее вес оценили в 86 килограммов), здоровая и очень активная. После всех процедур и установки микрочипа для идентификации черепаху отпустили в озеро, а образцы ее крови отправили в лабораторию. В середине декабря специалисты объявили, что генетический анализ подтвердил принадлежность самки к виду R. swinhoei.

Таким образом, в мире есть по крайней мере две разнополые особи черепах Свайно. Учитывая, что за один раз самка может отложить 30-40 яиц, это дает надежду на выживание вида. К сожалению, выжившие самец и самка живут в разных странах, поэтому свести их вместе может быть непросто.

Весной будущего года, когда уровень воды в озерах снизится, исследователи планируют поймать и определить пол (а также подтвердить видовую принадлежность) двух других черепах Свайно: второй особи из Донг Мо и еще одной из Сюань Хан. Это поможет разработать конкретные шаги по увеличению популяции исчезающего вида. В идеальном варианте две черепахи из Донг Мо окажутся разнополыми и смогут произвести потомство при минимальном вмешательстве человека. Кроме того, специалисты продолжат обследовать другие вьетнамские озера — есть сведения, что в некоторых из них также могут скрываться выжившие R. swinhoei

Пресноводные черепахи не просто интересные рептилии, но и важнейший элемент речных и озерных экосистем. Например, в австралийских реках они играют роль падальщиков. Эксперименты продемонстрировали, что эти рептилии активно поедают падаль, помогая восстановить качество воды после массовой гибели рыбы. К сожалению, численность австралийских пресноводных черепах быстро сокращается, что снижает устойчивость местных рек.

Акулы спрятались от хищников внутри губок