Ботаники описали новый вид подземных орхидей с Мадагаскара

В тропических лесах Мадагаскара обнаружен новый необычный вид орхидей. Растение, получившее название Gastrodia agnicellus, проводит большую часть жизни под землей, а его мелкие буроватые цветки скрыты в опавшей листве деревьев. Кто именно опыляет их, пока неизвестно. По мнению первооткрывателя, эта орхидея — одна из наименее красивых в мире. К сожалению, растение уже на грани исчезновения: как отмечается в статье для журнала Curtis’s Botanical Magazine, леса, где оно растет, быстро выжигают на уголь и сводят под нужды сельского хозяйства.

Семейство орхидных (Orchidaceae) — одно из самых разнообразных среди всех цветковых растений. По оценкам ученых, в мире насчитывается около двадцати восьми тысяч видов орхидей, которые обитают на всех континентах кроме Антарктиды и многих островах. Среди них популярные домашние растения фаленопсисы (Phalaenopsis), причудливые башмачки (Cypripedium), обманывающие пчел офрисы (Ophrys) и множество других.

Однако не все виды орхидей могут похвастать красивыми цветками. Например, у представителей рода Gastrodia, которые растут под землей, не имеют настоящих листьев и получают питательные вещества исключительно за счет симбиоза с грибами, цветки довольно невзрачные. Более того, цветут эти растения недолго. Специалистам известно около девяносто видов гастродий, произрастающих в тропиках Восточного полушария, но, учитывая, как сложно заметить эти растения, данная цифра, скорее всего, не окончательная.

Новый вид этих необычных орхидей открыл Йохан Херманс (Johan Hermans), сотрудник Королевских ботанических садов Кью. В ходе экспедиции в тропические леса на востоке Мадагаскара в декабре 2017 года он обнаружил сухие побеги, которые, как он предположил, могут принадлежать гастродии. Вернувшись сюда в сентябре 2019 года, исследователь после долгих поисков обнаружил в глубине леса несколько соцветий этого растения с формирующимися плодами. Раскопав опавшую листву под ними, он увидел мелкие буроватые цветки скрытной орхидеи, которые заметно отличались от цветов Gastrodia madagascariensis, единственного другого вида гастродий из данного региона.

Изучение гербариев, собранных на северо-востоке острова, показало, что неизвестную орхидею находили уже в 1990 годы, но должного внимания исследователей она не получила. Херманс исправил это, описав новый вид и присвоив ему имя Gastrodia agnicellus. Видовое название в переводе с латыни означает «ягненок» — это намек на корневище орхидеи, покрытое короткими волосками, детали строения цветка и фамилию художницы Деборы Ламбкин (Deborah Lambkin), которая помогла создать ботанический рисунок орхидеи (английское слово «lamb» также означает «ягненок»).

Как и другие гастродии, G. agnicellus растет под землей, а над поверхностью появляются лишь ее плоды. Большая часть ее неприметных 11-миллиметровых цветков остается укрытой в опавшей листве. Кто именно их опыляет, пока неизвестно: впервые увидев эту орхидею, Херманс предположил, что у нее должен быть отвратительный запах, напоминающий запах падали и привлекающий мух, однако оказалось, что у ее цветков приятный цитрусовый аромат.

Херманс признает, что на фоне яркоокрашенных орхидей G. agnicellus выглядит не слишком примечательно, и называет ее «одной из наименее красивых орхидей в мире». Тем не менее, это интересное растение, которое нуждается в охране: влажные тропические леса Мадагаскара, где она растет, быстро вырубают и выжигают ради сельского хозяйства и производства древесного угля. По мнению Херманса, новый вид должен получить статус вымирающего (Endangered).

За 2020 год специалисты Ботанических садов Кью описали 156 видов растений и грибов. G. agnicellus включили в список из десяти наиболее интересных находок. В него также вошли гриб-паутинник Cortinarius heatherae, который встречается в окрестностях аэропорта Хитроу, пустынный кустарник из Намибии Tiganophyton karasense, который относится к совершенно новому семейству растений; а также девятнадцать новых видов орхидей с Новой Гвинеи, новая бромелия из Бразилии, два новых алоэ с Мадагаскара и ряд других видов.

Орхидеи могут быть красивыми, уродливыми или даже пугающими. Например, у открытой несколько лет назад орхидеи Telipogon diabolicus сердцевина цветка напоминает голову дьявола. Растет она исключительно на юге Колумбии.

Ученые добрались до самого высокого дерева Амазонии спустя три года после его открытия