Кенгуру попросили человека помочь открыть контейнер

Британские исследователи выяснили, что живущие в неволе кенгуру могут общаться с человеком с помощью направления взгляда — распространенного невербального сигнала. Из 16 особей, принявших участие в эксперименте, 11 научились открывать контейнеры с едой, а в том случае, когда контейнер открыть было невозможно, смотрели поочередно на человека и на контейнер и даже подходили и касались его колена. Статья опубликована в журнале Biology Letters.

Одомашненные животные во многом полагаются на помощь человека и даже используют понятные для обоих видов сигналы, чтобы о ней попросить. Один из таких способов — направление взгляда: к примеру, собака может поочередно смотреть на своего хозяина и на то, что ей нужно, чтобы хозяин обратил на это внимание. Во многом это схоже с тем, как люди и другие приматы указывают на интересующий их объект руками.

С учетом того, что большинство исследований передачи невербальных сигналов между человеком и животным сосредоточены на одомашненных видах, о том, как общаются дикие животные, даже будучи выращенными в неволе, известно не так мало (впрочем, есть много исследований, посвященных волкам). Алан Макэллигот (Alan McElligot) из Рохемптонского университета и его коллеги решили проверить, будут ли живущие в неволе кенгуру также сообщать о своих намерениях человеку, и выяснить, как именно они будут это делать.

Чтобы это проверить, исследователи провели эксперимент с участием 16 кенгуру: 12 западных серых (Macropus fuliginosus fuliginosus), 2 восточных серых, или гигантских (Macropus giganteus) и 2 больших рыжих (Macropus rufus). Средний возраст животных составлял 4,6 года (от 1,5 до 12 лет), все они жили в неволе рядом с людьми, но до этого никогда не принимали участия в эксперименте.

Каждого кенгуру научили доставать угощение (небольшие кусочки овощей) из контейнера, который стоял на деревянном поддоне: животных учили доставать еду сразу из контейнера, переворачивать его, если он стоит вверх дном, а также доставать его из небольших выемок в поддоне, если это можно было легко сделать. Во время обучения рядом с кенгуру стоял сам Макэллигот, а весь процесс записывали на видео, чтобы затем изучить поведение кенгуру.

Из 16 кенгуру доставать еду из контейнера научились 11 особей — и они уже приняли участие в экспериментальной части. На этот раз контейнер был перевернут и плотно закреплен на поддоне так, чтобы кенгуру не мог его поднять. Справиться с крышкой кенгуру пытались минимум минуту — и за это время 10 из 11 особей смотрели на экспериментатора минимум по пять раз.

Как рассказал Макэллигот журналу New Scientist, кенгуру во время попыток достать еду из контейнера смотрели то на него, то на контейнер, а некоторые даже подходили и трогали ученого за колено: «Как собака, которая требует к себе внимания». Так как кенгуру — неодомашненные животные, авторы предложили, что они могут использовать знакомое средство коммуникации и при общении с другими видами, в том числе и с людьми, когда им это нужно.

Другой распространенный способ общения животных и человека — через эмоции: например, лошади умеют распознавать и запоминать человеческие эмоции и затем использовать их в будущем, чтобы понять, стоит или нет к человеку подходить.

Более 2000 белых носорогов выпустят по всей Африке