Компания Adobe выпустила последнее обновление мультимедийной платформы Flash Player. 31 декабря компания официально закончит поддержку программного обеспечения, а с 12 января 2021 года начнет блокировать воспроизведение контента, написанного с помощью Flash, чтобы обезопасить пользователей от потенциальных уязвимостей.
Первая версия Adobe Flash Player была выпущена 1 января 1996 года. В первые годы платформа стремительно завоевывала популярность и стала повсеместно используемой. Она позволяла запускать и воспроизводить интерактивные элементы, например, браузерные игры, интернет-трансляции или видео с YouTube. Однако Flash все чаще критиковали за множество уязвимостей, немалая часть которых позволяла злоумышленникам исполнять произвольный код на компьютере, а также за то, что разработчики не всегда исправляли их вовремя. Кроме того, Flash Player потреблял много вычислительных ресурсов.
С начала 2010-х годов многие крупные компании и сайты стали постепенно отказываться от Flash в пользу HTML5, в результате чего с 2015 года Adobe признала лидерство HTML5, а в 2017 году объявила, что закончит поддержку Flash после 2020 года.
8 декабря компания выпустила последнее обновление глобальной версии Flash Player (существует также отдельная версия для Китая) и сопроводила его прощальным текстом. В нем она поблагодарила пользователей и разработчиков, которые использовали Flash на протяжении долгого времени, а также отметила его важную роль в развитии контента в интернете.
Официально компания прекратит поддержку 31 декабря. Пользователи, у которых все еще был установлен Flash, могут оставить его, хотя компания рекомендует удалить его. В любом случае после 12 января 2021 года Flash Player перестанет воспроизводить контент и станет бесполезным. Adobe отмечает, что удаление или отключение программного обеспечения позволит защитить пользователей, потому что разработчики не планируют выпускать новые обновления, в том числе и обновления исправлениями новых уязвимостей.
Фактически пользователи вряд ли заметят прекращения работы Flash Player, если они не используют специфичные сайты или приложения, не портированные на другие технологии. Среди них можно выделить старые браузерные игры. Недавно Архив Интернета объявил, что начал использовать для работы своей коллекции браузерных игр эмулятор Ruffle. Эмулятор доступен под открытой лицензии и может работать на уровне самого сайта, и в таком случае пользователю нужен лишь браузер с поддержкой WebAssembly (поддерживается всеми основными браузерами), либо на уровне браузера в виде расширения.
Среди других повсеместно используемых программ, перешедших в разряд устаревших, можно выделить Microsoft Paint. В 2017 году Microsoft объявила, что решила перевести пользователей на Paint 3D, при этом исходная версия все еще доступна пользователям Windows и не потеряла свою функциональность.
Григорий Копиев