Американская компания Aevum представила беспилотный летательный аппарат Ravn X, который планируется сделать первой ступенью системы вывода небольших спутниковых аппаратов на низкую околоземную орбиту. Как пишет C4ISRNET, разработчики предполагают, что благодаря их беспилотнику можно будет обеспечить космические запуски каждые три часа.
Американские военные заинтересованы в создании относительно дешевой системы космических запусков, которая бы позволяла выводить полезную нагрузку в космос с высокой частотой и в любое время. В частности, Агентство перспективных оборонных разработок проводит конкурс на разработку многоразового космоплана, который позволил выводить полезную нагрузку на орбиту не реже, чем 10 раз за 10 дней.
Беспилотный летательный аппарат Ravn X, представленный компанией Aevum, имеет в длину 24,4 метра и размах крыла 18,3 метра. Максимальная взлетная масса аппарата составляет 24,9 тонны. Беспилотник работает на обычном авиационном топливе Jet A. Первый полет беспилотника должен состояться до конца 2021 года. Кроме того, в 2021 году Aevum планирует провести первый демонстрационный запуск полезной нагрузки в космос для военных.
Предполагается, что беспилотник будет взлетать на высоту 9 — 18 тысяч метров и запускать двухступенчатую ракету с полезной нагрузкой. Последняя и будет уже выводить на низкую околоземную орбиту спутники. Другие подробности о новом аппарате, разработкой которого американская компания занималась с 2016 года, пока не раскрываются.
Весной текущего года американская компания Stratolaunch представила обновленные проекты трех летательных аппаратов, которые можно будет запускать с самолета с самым большим крылом в мире — Stratolaunch Model 351. В активной разработке пока находится гиперзвуковой планер для полетов на скоростях от пяти до семи Махов. Его первый полет планируется на 2022 год.
Василий Сычёв
Сверху на ускоритель установили переходный отсек с теплозащитным экраном
SpaceX показала модернизированный ускоритель Super Heavy B9 с установленным на его вершине переходным отсеком, который предназначен для расстыковки ступеней по «горячей» схеме, сообщает издание space.com. Компания продолжает подготовку ко второму испытательному запуску ракеты Starship, точная дата которого пока еще не определена. Первый испытательный полет, в котором двухступенчатая система Starship, состоящая из прототипов ускорителя Super Heavy B7 и корабля Starship S24, достигла высоты 39 километров, состоялся 20 апреля 2023 года. Стартовав с площадки космодрома Starbase в штате Техас, ракета начала набирать высоту, несмотря на последовательное отключение нескольких двигателей из 33 установленных на ускорителе. Однако к моменту разделения ступеней началось неконтролируемое вращение и Starship был подорван системой прекращения полета (подробнее об этом запуске можно прочитать в материале «Она рванула»). После анализа собранных во время первого полета данных инженеры SpaceX решили изменить схему расстыковки первой и второй ступеней, изменив ее на «горячую». Это означает, что двигатели корабля Starship включатся, когда он будет еще находиться на ускорителе. Поэтому для защиты на вершину Super Heavy установили дополнительный небольшой переходный отсек с тепловым экраном и множеством сквозных отверстий по периметру — через них будет осуществляться газоотведение от включившихся двигателей корабля. Фотографии переходного отсека, установленного на вершину ускорителя B9, были недавно опубликованы в twitter-аккаунте компании. Кроме этого, по словам главного инженера SpaceX в конструкцию нового прототипа ускорителя было внесено более 1000 изменений по сравнению с предыдущей версией. Изменениям подвергся и стартовый стол, серьезно пострадавший во время первого запуска — тогда под ним образовался глубокий кратер. Чтобы предотвратить подобное в будущем, под стартовым столом установили стальную плиту со множеством отверстий, через которые во время запуска распыляется большое количество воды. Работа водяной системы напоминает направленный вверх душ. После предварительного тестирования ее впервые задействовали во время огневого испытания двигателей первой ступени 6 августа. Дата второго полета, в котором помимо ускорителя B9 примет участие прототип корабля Starship S25, пока не известна. Помимо технической готовности, SpaceX необходимо будет еще получить разрешение государственного регулятора, которому компания недавно передала заключительный отчет о первом испытании. Тем временем российская автоматическая станция «Луна-25», стартовавшая с космодрома Восточный 11 августа, успешно вышла на окололунную орбиту и прислала первый снимок лунной поверхности. Однако затем она не смогла выполнить маневр перехода на предпосадочную окололунную орбиту. На орбите Луны также находится индийская станция «Чандраян-3», от которой недавно отделился спускаемый лунный модуль. Оба аппарата в скором времени должны совершить посадку в южном приполярном регионе Луны.