Ранние уроки связали с мигренью у старшеклассников

Американские ученые выяснили, что старшеклассники, утренние занятия которых начинаются позже 8:30, реже сталкиваются с мигренями по сравнению со сверстниками, уроки которых начинаются раньше. Для этого исследователи опросили боле тысячи американских школьников старше 16 лет: корреляция между временем начала занятий и головными болями сохранялась даже с учетом информации о распорядке дня, количестве часов сна и демографических данных. Статья опубликована в журнале Headache

Циркадные ритмы человека активнее всего сдвигаются в подростковом возрасте: оптимальное время отхода ко сну и пробуждения сдвигается на более поздние часы. С учетом того, что школьные занятия начинаются довольно рано, школьникам старшего возраста может не хватать времени на полноценный отдых (подросткам в возрасте от 13 до 18 лет необходимо спать от восьми до десяти часов в сутки).

Недостаток сна, в свою очередь, негативно сказывается как на когнитивных способностях и оценках, так и на физическом и психическом здоровье. Именно поэтому ученые и врачи рекомендуют сдвигать время начала уроков на более позднее время: например, американские педиатры советуют не начинать занятия раньше 8:30 утра. Несмотря на это, в некоторых американских школах уроки могут начинаться и раньше, а самое раннее рекомендованное начало уроков в российских школах — 8 утра.

Так как недостаток сна и утомляемость могут, в частности, приводить к развитию мигреней, Эми Гельфанд (Amy Gelfand) из Калифорнийского университета в Сан-Франциско и ее коллеги решили проверить, связаны ли головные боли у подростков со временем начала занятий в школе. Для этого они провели опрос среди 1012 американских школьников, учащихся в старших классах (средний возраст участников — 16,5 года).

Участников опроса попросили рассказать, как часто у них случаются головные боли, и описать их: по пульсирующей боли, чувствительности к звукам и свету, а также тошноте исследователи определяли, можно ли классифицировать боли школьников как мигрень. Также участники заполнили стандартизированный педиатрический опросник на определение мигрени и рассказали о том, принимают ли они какие-либо медикаменты от головных болей.

Помимо данных о мигренях, ученые также собрали демографические данные и попросили школьников поподробнее рассказать о своем распорядке дня и гигиене сна. Далее участников разделили на две группы: в первую попали школьники, занятия которых начинаются раньше 8:30, а во вторую — те, у которых позже.

В среднем, мигрени у школьников из первой группы случались 7,7 раза в месяц, а у школьников из второй — 4,8. Также те школьники, занятия которых начинались раньше, в среднем спали на час меньше — 6,9 часа против 7,9 часа среди школьников, занятия которых начинались позже. С поправкой на побочные переменные (количество сна, распорядок дня и демографические данные) разрыв в количестве мигреней между двумя группами уменьшился: 7,1 раза в месяц для первой группы и 5,8 раза — для второй, при этом разница осталась статистически значимой (p < 0,001). 

Полученные результаты сходятся с рекомендациями американских педиатров, согласно которым уроки для старшеклассников должны начинаться не раньше 8:30 утра. По мнению ученых, переход на позднее время занятий может существенно сократить случаи мигрени у подростков — однако для подтверждения придется провести дополнительные, долгосрочные исследования.

Помимо исследований корреляций между временем начала уроков и самочувствием школьников ученые также проводят и эксперименты — сдвигают время начала уроков и проверяют, на что это влияет. Один из таких экспериментов провели несколько лет назад в двух школах Сиэтла: при переносе начала занятий с 7:50 до 8:45 школьники начали больше спать, а их посещаемость и оценки улучшились.

Елизавета Ивтушок

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Психостимуляторы оказались бесполезны при решении задачи о рюкзаке

Повышение когнитивных усилий нивелировалось снижением их качества