Физики сообщили об измерениях угла космического двулучепреломления с исключением статистической погрешности на основании данных о поляризации реликтового излучения, которые выпустила космическая обсерватория Planck в 2018 году. Сам угол оказался равен 0,35 ± 0,14 градуса, что исключает ноль со статистической точностью 2,4σ, а отличие этого угла от нуля — потенциальная мера взаимодействия электромагнитного излучения с темной материей и темной энергией. Избавиться от вклада систематической погрешности в результат ученым удалось благодаря одновременному измерению поляризации как реликтового излучения, так и микроволнового излучения от объектов в нашей галактике. Статья опубликована в журнале Physical Review Letters, препринт работы доступен на сайте arXiv.org.
Считается, что Вселенная возникла в результате Большого взрыва 13,8 миллиарда лет назад. Согласно этой теории, ранняя Вселенная представляла собой высокооднородную и изотропную среду с крайне высокой плотностью энергии, давлением и температурой. В результате охлаждения и расширения в ней формировались элементарные частицы и механизмы их взаимодействия. Первыми образовались бозоны, отвечающие за электрослабое взаимодействие, за ними последовательно появились кварки, адроны и лептоны. Первые три минуты жизни Вселенной завершились образованием звездного вещества в процессе первичного нуклеосинтеза. В течение дальнейших 380000 лет Вселенная постепенно расширялась и охлаждалась, после чего стала достаточно холодной для рекомбинации водорода. В ходе этого процесса материя перешла из состояния плазмы, которая непрозрачна для большей части электромагнитного излучения, в газообразное состояние. Именно тепловое излучение той эпохи мы можем сейчас наблюдать в виде реликтового излучения, которое сместилось в микроволновый спектр за счет расширения Вселенной. Во многом именно благодаря наблюдениям за реликтовым излучением на экспериментах, подобных космической обсерватории Planck, у физиков и сформировались существующие представления о возрасте и процессе эволюции Вселенной.
Стандартной космологической моделью, которая бы описывала эти процессы, можно назвать ΛCDM-модель (сокращение от Lambda-Cold Dark Matter). Согласно ей Вселенная заполнена не только наблюдаемой барионной материей, но и темной энергией вместе с холодной темной материей, причем доля последних в общей массе-энергии наблюдаемой Вселенной составляет 95 процентов. Темная материя в ней — это гипотетическая форма материи, объясняющая эффекты скрытой массы, а темная энергия — форма энергии, которая приводит к отталкиванию массивных тел и позволила бы объяснить ускоренное расширение вселенной. Для потенциального объяснения природы темной материи и темной энергии необходимо выйти за пределы Стандартной модели в рамках физики элементарных частиц, ведь она не предсказывает существования темных составляющих Вселенной. К настоящему моменту убедительные следы Новой физики удалось найти в слабом взаимодействии, где они проявляются в нарушении симметрий, или, иначе говоря, — четностей физических величин. Поэтому естественно ожидать, что темная материя или темная энергия как проявление физики за пределами Стандартной модели также могла бы давать о себе знать через нарушение четности.
Реликтовое излучение, в свою очередь, как раз чувствительно к нарушению четности: взаимодействие его фотонов с темной материей или энергией в виде аксионов может приводить к изменению направления поляризации фотонов. Этот эффект называется космическим двулучепреломлением, и он численно характеризуется одноименным углом β. Но чтобы измерить этот угол, необходимо с высокой точностью знать поляризационные углы детекторов обсерватории, которая наблюдает за картиной реликтового излучения. Ведь угол ошибки калибровки α в наблюдениях проявляет себя точно так же, как и искомый угол β, поэтому необходимо независимое измерение α и β, которое до этого момента не удавалось реализовать. Ранее мы уже рассказывали о том, как в старых данных Planck не удалось найти аномалий в распределениях температуры и поляризации реликтового излучения. В этих же данных не удалось найти указаний на ненулевой β, однако причиной этого могла быть именно систематическая ошибка измерений α: она тогда составила 0,28 градуса, в то время как α + β было равно 0,31 градуса.
Теперь же Юто Минами (Yuto Minami) из KEK совместно с Эйитиро Комацу (Eiichiro Komatsu) из Института астрофизики Общества Макса Планка нашли способ исключить из измерений β систематическую ошибку, связанную с фиксацией α. Для этого они проанализировали 4 карты поляризации для различных частот микроволнового излучения (100, 143, 217 и 353 гигагерц), выпущенные космической лабораторией Planck в составе третьего релиза данных в 2018 году. При этом помимо поляризации реликтового излучения ученые изучали и поляризацию так называемого Галактического излучения переднего плана (Galactic foreground emission), которое исходит от космической пыли в пределах нашей галактики. Источники последнего находятся на небольших относительно масштабов Вселенной расстояниях от Земли, поэтому в ее зарегистрированную поляризацию не могут вносить вклад взаимодействия с темной материей или энергией, но на нее неизбежно влияет угол ошибки калибровки α. На реликтовое излучение, в свою очередь, влияет как положение детектора и связанный с ним α, так и угол космического двулучепреломления β.
Таким образом, из наблюдений за Галактическим излучением переднего плана физики получали значение угла α для каждой из серии измерений, и со знанием этих параметров вычисляли общий β из карт поляризации реликтового излучения. В результате β оказался равен 0,35 ± 0,14 градуса, что исключает ноль из возможного диапазона значений со статистической точностью в 2,4σ (β не ноль с доверительной вероятностью в 99,2 процента). Углы α совпали с нулем в пределах погрешности за исключением случая измерений на частоте 100 гигагерц: там он оказался равен −0,28 ± 0,13 градуса. Авторы объяснили это тем, что на более низких частотах в измерения могла вносить вклад поляризация тормозного излучения. Чтобы убедиться в обратном, ученые исключили из расчетов эти данные и заново посчитали искомый угол, но статистическая точность измерений при этом только увеличилась. Кроме того, исследователи повторили ранее проделанные измерения без учета связи α и β, и получили тот же результат, что и их коллеги в 2016 году на основании первого и второго релиза данных Planck.
Все это, по мнению авторов, указывает на достоверность полученных результатов, и открывает новые возможности для исследования взаимодействия реликтовых фотонов с полями аксионной темной материи или энергии. Эти же методы могут использоваться для ограничения существующих моделей темных составляющих нашей Вселенной. По словам ученых, важно и увеличение статистической точности полученных результатов с помощью использования выдвинутых методов обработки данных в существующих и будущих экспериментах по изучению поляризации реликтового излучения.
Поляризация реликтового излучения, разумеется, может много рассказать и про барионную материю: ранее по слабому гравитационному линзированию колебаний его поляризации физики измерили массу скоплений галактик. А по флуктуациям реликтового излучения также можно отслеживать и еще более тонкие явления, к примеру, реликтовые гравитационные волны.
Никита Козырев
Он распался на кислород <sup>24</sup>O и четыре нейтрона
Японские физики синтезировали самый тяжелый на сегодняшний день изотоп кислорода 28O с магическим числом и нейтронов, и протонов. Он оказался нестабильным, несмотря на предсказанные для него магические свойства, и моментально распадался на четыре нейтрона и кислород 24O. По мнению авторов статьи в Nature, эти результаты указывают на сложную структуру нейтронной оболочки 28O с близкими по энергии возбужденными состояниями. Стабильность изотопов физики описывают разными теоретическими моделями. В частности, некоторые из них предсказывают высокую стабильность изотопов с определенным — магическим — числом протонов и нейтронов. Для протонов магическими являются числа Z = 2, 8, 20, 50, 82, 114, 126, а для нейтронов — числа N = 2, 8, 20, 28, 50, 82, 126. В атомах с такими числами нейтронные и протонные оболочки ядра полностью заполнены, а основное и возбужденные состояния сильно отличаются по энергии — это приводит к повышенной стабильности ядра. Особенно устойчивыми являются дважды магические ядра, в которых одновременно заполнены и протонная, и нейтронная оболочки — например, самый распространенный изотоп кислорода 16O. Для кислорода также известны более тяжелые изотопы с большим количеством нейтронов. Все они, начиная с 19O и заканчивая 26O, неустойчивы. При этом, согласно теоретическим представлениям, дважды магическое ядро 28O может быть устойчивым, хотя оно и содержит очень большое количество нейтронов. Тем не менее получить этот изотоп до сих пор не получалось. Впервые синтезировать кислород 28O удалось физикам под руководством Ёсуке Кондо (Yosuke Kondo) из Института физико-химических исследований RINKA в Японии. Для этого ученые облучали вращающуюся мишень из бериллия 9Be пучком ядер кальция 48Ca. При этом получались разные легкие ядра, из которых с помощью спектрометра физики отсеяли ядра фтора 29F и направили их на мишень из жидкого водорода. При этом из фтора образовались изотопы кислорода 27O и 28O. Далее, с помощью спектрометров физики смогли детектировать продукты их быстрого распада — нейтроны и кислород 24O. Рассчитанная учеными энергия распада составила 0,5 мегаэлектронвольта для 28O и 1,09 мегаэлектронвольта для 27O. Исходя из того, что энергия распада 27O и 25O больше, чем у 28O, физики сделали вывод, что изотоп 28O разложился ступенчато — сначала образовался изотоп 26O и два нейтрона, а затем 26O превратился в 24O и еще два нейтрона. Далее, физики провели расчеты нуклонной структуры 28O на основе теории χEFT (chiral effective field theory) и метода связанных кластеров (coupled-cluster method). Расчеты показали, что нестабильность ядра 28O связана с нестандартным расположением его нейтронных оболочек, которое приводит к заселению возбужденных состояний ядра с низкой энергией (intruder states). В результате физики впервые получили изотоп кислорода 28O и провели теоретические расчеты, объясняющие его нестабильность нестандартной структурой нейтронных оболочек. Тем не менее, прямые доказательства немагичности нейтронной структуры 28O еще предстоит найти. Ранее мы рассказывали о том, как физики получили самый тяжелый изотоп кальция.