Индейцы пожевали галлюциногенного дурмана и нарисовали его цветок в пещере

Загадочный спиральный узор на потолке одной из пещер в Южной Калифорнии является изображением распускающегося цветка дурмана. К такому выводу пришла команда исследователей после анализа найденных в пещере волокнистых комочков. Они оказались «дозами» дурмана, которые жевали коренные индейцы для получения психоактивного эффекта. Однако, вопреки одной из гипотез, рисунки в пещере вряд ли отражают галлюцинации шаманов. Результаты исследования опубликованы в статье для журнала Proceedings of the National Academy of Science.

Наскальная живопись порой выглядит непривычной для взгляда современного человека. Например, животные, изображенные древними художниками, могут иметь искаженные пропорции, а некоторые рисунки и вовсе трудно соотнести с объектами реального мира. Неудивительно, что около тридцати лет назад возникла гипотеза, согласно которой наскальная живопись создавалась в измененном состоянии сознания — например, под действием психоделиков. Авторами подобных рисунков могли быть шаманы, пытающиеся отобразить свои ощущения во время транса.

К сожалению для сторонников этой интригующей идеи, до сих пор исследователи не находили никаких материальных свидетельств, подтверждающих прямую связь между наскальной живописью и психоактивными веществами. Тем не менее во многих регионах, где встречаются изображения в пещерах, существует древняя традиция воздействовать на психику, употребляя определенные виды растений и грибов (их собирательно называют энтеогенами). Например, индейцы Южной Калифорнии активно использовали в ритуалах дурман Райта (Datura wrightii) — растение из семейства пасленовых (Solanaceae), содержащее галлюциногенные алкалоиды атропин и скополамин.

Команда специалистов во главе с Дэвидом Робинсоном (David W. Robinson) из Университета Центрального Ланкашира решила выяснить, могло ли употребление дурмана повлиять на искусство индейцев чумашей, который некогда населял Южную Калифорнию, но в наши дни почти вымер. Исследователи отправились в пещеру Пинвил (в переводе с английского — «вертушка»), названную так за изображение красной спирали на потолке. Высказывались предположения, что данный рисунок (как и другие в этой пещере, например, странная человекоподобная фигура и различные узоры) отражают мистический опыт шамана.

Помимо необычных символов археологи обнаружили в пещере 56 волокнистых комков, вставленных в трещины в потолке и напоминающих выплюнутые и засохшие фрагменты жевательного табака. Робинсон и его коллеги собрали 15 таких комков и подвергли их всестороннему анализу.

На первом этапе авторы с помощью цифровой микроскопии выяснили, что фрагменты подверглись пережевыванию. Затем авторы применили к четырем комочкам методы хроматографии и масс-спектроскопии и выявили в них следы алкалоидов атропина и скополамина. Это показало, что данные объекты по крайней мере отчасти представляют собой пережеванный дурман.

Чтобы подтвердить этот вывод, авторы изучили все 15 комков с помощью электронного сканирующего микроскопа. Это позволило установить, что почти все образцы состоят из листьев и в меньшей степени стеблей дурмана Райта (кроме одного, который представляет собой пережеванные волокна юкки (Yucca sp.)). По мнению авторов, каждый комок представляет собой отдельную «дозу», которую разжевывали для получения психоактивного эффекта.

Полученные данные, казалось бы, подтверждают идею о том, что наскальная живопись создавалась в измененном состоянии сознания. Однако пещера Пинвил использовалась не только как место для совершения ритуалов, но и для приготовления и употребления пищи, о чем свидетельствуют многочисленные остатки животных и растений. Иными словами, она не была сакральным местом, куда допускались лишь шаманы, а использовалась всеми членами сообщества на протяжении столетий (самые ранние свидетельства человеческой деятельности в пещере датированы седьмым веком до нашей эры, а самые поздние — 1890 годом). А употребление дурмана было тесно встроено в другие традиции местных жителей.

Что касается красной спирали на потолке, то она, скорее всего, не отображает галлюцинации шамана. По мнению авторов, это схематичный рисунок распускающегося цветка дурмана (антропоморфная фигура на потолке пещеры в таком случае может быть изображением бабочки-бражника, опылителя этого растения). Более того, анализ показал, что вертушку неоднократно ретушировали, так что она не может отражать ощущения одного художника, находившегося под воздействием психоактивных веществ. Таким образом, хотя связь между энтеогенами и наскальной живописью установить удалось, она оказалась совсем не такой, как предполагалось изначально.

Ранее специалистам удалось установить, что индейцы северо-запада Северной Америки, жившие около 1400 лет назад, курили смесь местного табака с сумахом. К такому выводу исследователей привел анализ метаболитов на древней трубке.

Древнему кочевнику из Китая наложили шину на сломанную ногу около 2400 лет назад