Ядовитые косматые хомяки оказались моногамными

Косматые хомяки (африканские грызуны, использующие яд из растений для защиты от хищников) живут семейными парами, а их детеныши подолгу не покидают родителей. К такому выводу пришли зоологи, изучив социальную жизнь этих скрытных животных с помощью фотоловушек и наблюдений за пойманными и содержавшимися в неволе особями. К сожалению, медленное размножение и долгое созревание делают косматых хомяков уязвимыми к человеческой деятельности, например вырубке лесов, в которых они живут. Результаты исследования опубликованы в статье для журнала Journal of Mammalogy.

Косматые хомяки (Lophiomys imhausi), крупные грызуны родом из Восточной Африки, обладают одним из самых необычных защитных механизмов среди всех млекопитающих. Они обдирают и жуют кору и листья ядовитого дерева акокантеры абиссинской (Acokanthera shimperi), а затем обмазывают слюной шерсть на боках. Растущие здесь волоски имеет особую структуру, благодаря которой быстро пропитываются сердечным гликозидом уабаином. В малых дозах это соединение стимулирует работу сердца, но в больших вызывает его остановку.

В случае угрозы хомяки топорщат контрастно окрашенную шерсть, предупреждая врага об опасности. Хищник, проигнорировавший угрозу и укусивший грызуна, получает дозу яда, которая может убить животное размером с собаку. Даже если неудачливый охотник останется в живых, в дальнейшем он будет избегать косматых хомяков (правда, такая защита помогает в основном от млекопитающих, в то время как крупные совы регулярно ловят и едят этих грызунов).

К сожалению, образ жизни косматых хомяков изучен очень слабо. Например, сведения о его защитном поведении получены благодаря наблюдениям за реакцией на собак и людей, но не диких хищников. Кроме того, неясно, насколько многочислен косматый хомяк. Международный союз охраны природы относит его к таксонам с минимальным риском вымирания, однако встречи с представителями этого вида редки, а леса, в которых они живут, быстро вырубаются людьми.

Чтобы больше узнать о косматых хомяках, команда специалистов во главе с Сарой Вайнштейн (Sara B. Weinstein) из Университета Юты на восемь месяцев отправилась в Центральную Кению. С марта по октябрь 2018 года зоологи проводили исследования на десяти участках. Поведение хомяков в дикой природе фиксировали с помощью 35 фотоловушек, расставленных неподалеку от древесных дупел, скальных осыпей и других мест, где эти грызуны устраиваются на отдых (чтобы приманить животных, рядом с камерами оставляли приманку из овощей, фруктов и рыбы).

Помимо автоматических камер, авторы разместили на исследуемых участках настоящие ловушки. Пойманных в них хомяков (в общей сложности 25) измеряли и брали у них анализы. Большинство особей вскоре выпускали, однако десять из них оставили в неволе на срок от одного дня до нескольких месяцев для наблюдений за их поведением.

Анализ полученных данных подтвердил, что косматые хомяки ведут в основном ночной образ жизни. Все четыре особи, попавшие в объективы фотоловушек, были активны с 19:00 до 4:00, а грызуны, жившие в неволе, выбирались из укрытий между 18:00 и 23:00. Пойманные животные проводили около 40 процентов бодрствования за кормлением. Помимо этого, они проявляли и иную активность, например, ухаживали за шерстью.

Хотя косматые хомяки считаются одиночками, Вайнштейн и ее коллеги обнаружили свидетельства, что эти грызуны живут парами. Они неоднократно ловили взрослых самцов и самок на одних и тех же участках — то есть эти звери использовали одну и ту же территорию. Кроме того, в две ловушки последовательно попались по три особи, взрослые самка с самцом и неполовозрелая особь. Возможно, это были семейные группы, состоявшие из родителей и детеныша.

Дополнительные сведения о семейной жизни косматых хомяков удалось получить благодаря наблюдениям в неволе за тремя предполагаемыми парами (каждую из них поместили в отдельный вольер). Самцы и самки в таких парах проводили рядом 55 процентов активного времени и периодически чистили друг другу шерсть. С июля по сентябрь хомяки спаривались, причем инициаторами выступали самцы. Если самка была не готова, она отвергала ухаживания коротким агрессивным выпадом. Впрочем, в целом агрессивное поведение внутри пар наблюдалось редко (самки в целом были агрессивнее самцов). При этом они активно защищали свою территорию, если к ним в вольер подсаживали самца-чужака.

Когда содержавшимся в неволе хомякам предлагали свежие веточки акокантеры, те жевали листья или ободранную кору, а затем обмазывали шерсть на боках слюной (увидеть этот процесс можно на видео ниже). Их движения при этом напоминали поведение при обычном уходе за шерстью. Впрочем, животные далеко не каждый раз разжевывали веточки для напитывания шерсти ядом: порой они игнорировали их или просто объедали цветы, листья и кору. Возможно, грызуны обновляют защиту только когда запас яда истощается, либо оценивают концентрацию гликозидов в растениях и, если она мала, не тратят на них время. Интересно, что, когда двум грызунам вместо акокантеры дали веточки гомфокарпусов (Gomphocarpus physocarpus), также содержащие токсичные сердечные гликозиды, они ели их, но не стали использовать для обмазывания шерсти (впрочем, это не означает, что акокантера является единственным источником яда для хомяков).

Наблюдения не выявили никаких изменений в активности и поведении хомяков после взаимодействия с ветвями акокантеры и гомфокарпуса. Это указывает, что для них самих уабаин опасности не представляет. Это может быть связано с биохимическими особенностями грызунов из семейства мышиных (Muridae) (натрий-калиевые насосы в их клетках менее уязвимы к воздействию сердечных гликозидов) или нейтрализацией яда симбиотическими бактериями, живущими в сложном четырехкамерном желудке хомяков.

Авторам удалось больше узнать о том, как косматые хомяки используют растительные яды для защиты от хищников. Однако новые данные об их социальной жизни порождают беспокойство о судьбе вида. В отличие от многих грызунов, косматые хомяки оказались моногамами с медленным жизненным циклом, у которых детеныши, судя по всему, подолгу живут рядом с родителями. Это делает их уязвимым к антропогенному воздействию, например, уничтожению лесов. Впрочем, по данным отловов плотность вида в приречных лесах оказалась несколько выше, чем считалось ранее (от пяти до четырнадцати особей на квадратный километр).

Косматый хомяк — не единственное ядовитое млекопитающее. Например, токсичным укусом обладают толстые лори (Nycticebus), небольшие приматы родом из Южной Азии. Согласно недавнему исследованию, они применяют яд не только для защиты от хищников, но и против сородичей.

Ядерные испытания и авария в Чернобыле сделали баварских кабанов радиоактивными