Толстые лори применили яд против сородичей

Толстые лори, единственные в мире ядовитые приматы, используют яд во время схваток с сородичами. К такому выводу пришли исследователи, изучив поведение яванских лори, одного из видов этого рода: они обнаружили следы свежих ядовитых укусов более чем у двадцати процентов пойманных особей. Ранее считалось, что яд служит лори в основном для защиты от хищников и борьбы с паразитами. Интересно, что ядовитый укус используют как самцы, так и самки, отмечается в статье для журнала Current Biology

Толстые лори (Nycticebus) невелики, но могут дать отпор даже крупным хищникам. Дело в том, что они являются единственными в мире ядовитыми приматами. Ядовита как слюна толстых лори, так и секрет желез на их передних конечностях, причем для большей эффективности зверьки смешивают обе жидкости между собой.

В случае угрозы лори поднимает руки, чтобы обеспечить быстрый доступ к ядовитым железам (это поведение можно увидеть на многочисленных видео, авторы которых ошибочно воспринимают его как признак удовольствия), смешивает слюну с их секретом, а затем наносит укус. Последствия атаки лори могут быть смертельными для мелких млекопитающих и даже для человека.

Считается, что основная функция яда толстых лори — защитная (кроме того, зверьки обрабатывают им шесть, чтобы избавиться от паразитов). Однако в неволе эти приматы регулярно кусают и сородичей, иногда с летальным для них исходом. Это аргумент в пользу того, что в дикой природе яд лори также используется в ходе внутривидовых конфликтов.

Команда исследователей во главе с Анной Некарис (K.A.I. Nekaris) из университета Оксфорд Брукс решила выяснить, как используют яд дикие яванские лори (N. javanicus) — представители одного из девяти известных науке видов рода толстых лори. Для этого они отправились на запад острова Ява, где с апреля 2012 по июнь 2020 года отлавливали, осматривали и помечали радиопередатчиками диких лори.

В общей сложности в руки исследователей попало 82 особи: 42 самца и 40 самок. У 57 процентов самцов и 33 процентов самок была хотя бы одна характерная рана, свидетельствующая о ядовитом укусе сородича. В целом же свежие раны от укусов были у 20,4 процента пойманных лори; у некоторых из них развился некроз или были утеряны пальцы или уши. Данные с радиопередатчиков показали, что яванские лори чрезвычайно территориальны.

За время исследований Некарис и ее коллегам удалось лично увидеть 25 столкновений толстых лори. В девяти случаях самец, удерживающий территорию, прогонял конкурента; в пяти случаях самцы защищали самок от соперника; еще в семи случаях сражение происходило между самцами без собственного участка. В двух случаях самка прогоняла самца-чужака со своей территории, а в одном в драке сошлись две соседние пары (пол и социальный статус участников еще одного столкновения установить не удалось).

Собранные данные свидетельствуют, что ядовитый укус используют как самцы, так и самки толстых лори. Это довольно необычная черта поведения. Дело в том, что у видов, которые применяют ядовитые органы для разрешения внутривидовых конфликтов, речь обычно идет о турнирах между самцами (так происходит, например, у утконосов (Ornithorhynchus anatinus)). По мнению авторов, если самцам толстых лори яд помогает охранять самок, то сами самки в основном сражаются за пищу (например, относительно редко встречающуюся смолу деревьев) и места для отдыха, а также защищают потомство.

Таким образом, к двум уже известным функциям яда толстых лори (защитной и противопаразитарной) добавилась еще одна: борьба с сородичами. Авторы отмечают, что такое использование ядов встречается в природе довольно редко: до сих пор считалось, что оно характерно для представителей всего нескольких эволюционных линий (например, утконосов, а также некоторых костных рыб, стрекающих и рачков-бокоплавов).

Недавно бразильские ученые обнаружили ядовитые зубы у кольчатых червяг — безногих амфибий, ведущих подземный образ жизни. Изучив анатомию этого вида, исследователи увидели на обеих челюстях ядовитые железы, открывающиеся у основания зубов. Эта особенность может быть адаптацией безногих амфибий к охоте на беспозвоночных и мелких позвоночных. Возможно, она появилась еще на первых этапах эволюции группы, более двухсот миллионов лет назад.

Биоритмы сна и долговременная память появились одновременно при развитии личинок дрозофил