«Хаббл» начал свою крупнейшую наблюдательную программу

Космический телескоп «Хаббл» начал новую наблюдательную программу ULLYSES, которая станет крупнейшей для обсерватории с точки зрения объема наблюдательного времени. В течение трех лет телескоп будет изучать более 300 молодых звезд в Млечном Пути и близких галактиках, что позволит разобраться в процессах их формирования и эволюции, сообщается на сайте NASA.

«Хаббл» работает на околоземной орбите уже более тридцати лет и считается наиболее известной и результативной космической обсерваторией. Общий объем научных данных, переданных на Землю телескопом за все время функционирования, оценивается в десятки терабайт, которые позволили астрономам сделать огромное количество открытий в области астрофизики, планетологии и космологии. В частности, наблюдения, проведенные телескопом, сыграли ключевую роль в открытии ускоренного расширения Вселенной. Ожидается, что в следующем году будет запущена обсерватория «Джеймс Уэбб», которая продолжит вести наблюдения, начатые «Хабблом».

5 ноября 2020 года Институт исследований космоса с помощью космического телескопа в Балтиморе объявил о старте новой научной программы «Хаббла», получившей название ULLYSES (UV Legacy Library of Young Stars as Essential Standards), которая станет крупнейшей для обсерватории с точки зрения объема времени, выделенного на наблюдения. В рамках программы телескоп в течение трех лет будет изучать в ультрафиолетовом и оптическом диапазонах длин волн более 300 молодых звезд разной массы, находящихся в десяти областях звездообразования в Млечном Пути и в четырех близлежащих карликовых галактиках, в том числе в Магеллановых Облаках. В дальнейшем из накопленных данных сформируют общедоступный каталог, который можно сопоставлять с данными наблюдений в других диапазонах.

Цель ULLYSES заключается в расширении нашего понимания процессов рождения и эволюции звезд в течение первых 10 миллионов лет их жизни. В частности, астрономы хотят узнать, как именно ультрафиолетовое излучение от звезд влияет на состав и свойства околозвездного диска, в котором образуются планеты, как формируются джеты у молодых звезд и как звездные ветра влияют на локальный темп звездообразования в туманностях.

Посмотреть на прекрасные снимки объектов из каталога Мессье, полученные космическим телескопом «Хаббл», можно в нашей галерее.

«Джеймс Уэбб» увидел потерю газа далекой затухающей массивной галактикой