Бумажные полотенца и средство для мытья посуды помогли удалить токсичные химикаты с кожи

Британские ученые исследовали эффективность экстренных способов удаления загрязнения кожи токсичными веществами. Авторы работы, опубликованной в журнале PLoS ONE, нанесли раствор, который имитировал токсичное вещество, на плечи, ноги и руки 12 добровольцев и попросили их удалить его бумажными полотенцами, водой и раствором моющего средства, а также обоими методами. Как и предполагалось, испытуемым удалось удалить загрязнение эффективнее всего с помощью комбинации методов и с наиболее доступных частей тела.

Обычно в местах, где работают с опасными химикатами, есть аварийные души, которые необходимо использовать при попадании опасных веществ на кожу сотрудника. Однако для доступа к ним требуется некоторое время, за которое химикат может нанести существенный вред. Поэтому важно по возможности удалить загрязнение сразу же, с помощью подручных средств. Это можно сделать сухим способом — стереть сухой чистой тряпкой, или мокрым — смыть водой из ближайшего источника.

Для оценки эффективности различных способов удаления токсичного загрязнения с кожи Фелисити Саусворт (Felicity Southworth) с коллегами из Службы общественного здравоохранения Англии нанесли испытуемым небольшое количество раствора, имитирующего химикаты, на области различной доступности — руку, ногу и плечо. У вещества для таких экспериментов должны быть схожие физико-химические свойства с токсичными, но при этом они не должны наносить вреда в применяемых дозах. Исследователи выбрали раствор метилсалицилата в рапсовом масле с добавлением флуоресцентного вещества.

Двенадцать волонтеров от 26 до 62 лет (четыре женщины и восемь мужчин) должны были удалить загрязнение со своего тела тремя разными способами. В первом случае загрязненный участок кожи нужно было тереть бумажными полотенцами, во втором — смыть с помощью десяти литров воды и пяти литров раствора посудомоечного средства в воде. В течении минимум трех минут участники эксперимента должны были промыть пораженный участок водой, протереть его губкой с моющим средством, затем снова промыть водой и повторить все стадии три раза. В третьем случае участники сначала вытирали кожу бумажными полотенцами, затем смывали водой и моющим средством. Губкой или полотенцем рекомендовали стирать загрязнение сверху вниз, не возвращаясь наверх (то есть не растирать, а смахивать сверху от плеча вниз). Между сравнительными экспериментами проходило как минимум четыре дня.

Эффективность процедур оценивали по количеству вещества, оставшегося после попыток удалить загрязнение на коже и в моче испытуемых. Анализ проводили методом хромато-масс-спектрометрии. По флуоресценции добавленного в раствор искусственного загрязнителя вещества ученые также следили за его распределением после попыток очиститься.

Как и ожидалось, эффективность всех способов удаления загрязнения оказалась намного выше, чем в контрольном опыте, когда испытуемые не предпринимали никаких действий. Сочетанием сухого и мокрого способов они добились максимального удаления загрязнения. На плечах, до которых было сложнее добраться, осталось почти на 10 миллиграмм больше имитирующего раствора по сравнению с ногами и руками (9,6-16,2 и 0,8-7,4 миллиграмм соответственно). Чем больше испытуемые использовали бумажных полотенец при сухой очистке, тем меньше оставалось вещества на коже. Значимых различий в концентрации метилсалицилата в моче испытуемых исследователи не обнаружили. Ученые предположили, что определению мешают неизвестные концентрации этого вещества, которое поступает с пищей.

По словам авторов, их исследование показывает, что принятые в первые минуты загрязнения меры снижают риски продолжительного вредного воздействия химикатов и травм. Как сухой, так и мокрый методы эффективны, однако их комбинация может позволить удалить загрязнение лучше.

Токсичные вещества вредны не только при попадании на кожу, но и при длительном вдыхании. Регулярному воздействию вредных летучих химических веществ особенно подвержены женщины, которые регулярно используют чистящие средства для уборки дома. Норвежские ученые провели долгосрочное исследование вреда от использования бытовой химии. Оказалось, что использование чистящих средств в профессиональной деятельности в течение 20 лет вредит легким так же, как ежедневное выкуривание около пачки сигарет.

В древнеримском унгвентарии обнаружили остатки пачули