Астрономы в ходе наблюдений за далеким кентавром 2014 OG392 смогли выявить у него кому, образованную в ходе сублимации замороженных летучих веществ, таких как аммиак или углекислый газ. Это позволило переклассифицировать его в комету типа Хирона, которая получила обозначение C/2014 OG392 (PANSTARRS). Статья опубликована в журнале The Astrophysical Journal Letters.
До середины двадцатого века кометы считались единственными астрономическими объектами, обладающими хвостами или комами. В 1949 году был открыт активный астероид (4015) Вильсон — Харрингтон, который размыл границу между астероидом и кометой, а в 1977 году астрономы обнаружили Хирон, положивший начало открытию кентавров — так назвали переходную форму между астероидами и кометами. Всего известно лишь18 активных кентавров, механизмы их активности изучены слабо. Наконец, существуют так называемые выродившиеся кометы, такие как астероид (14827) Гипнос, которые не демонстрируют активности, но и не могут считаться полноценными астероидами.
Группа астрономов во главе с Колином Чендлером (Colin Chandler) из Университета Северной Аризоны опубликовала результаты анализа наблюдений за кентавром 2014 OG392, проведенных в 2019 году при помощи камеры DECam, установленной на 4-метровом телескопе Бланко, а также архивных данных, полученных при помощи 6,5-метрового телескопа Вальтера Бааде и 4,3-метрового телескопа DCT (Discovery Channel Telescope). Самая близкая к Солнцу точка орбиты этого кентавра находится на расстоянии десяти астрономических единиц, что несколько дальше, чем перигелий Сатурна, а в афелии 2014 OG392 удаляется от нашей звезды на 14,4 астрономических единиц.
В итоге у 2014 OG392 удалось обнаружить кому, простирающуюся на расстояние 400 тысяч километров от кентавра. Его диаметр оценивается в 20 километров, поверхность кажется красноватой при наблюдениях в оптическом диапазоне, а масса комы может составлять около 0,01 процента от общей массы объекта. Предполагается, что кома состоит, в основном, из аммиака или углекислого газа. Ученые считают, что активность 2014 OG392 и похожих на него кентавров обусловлена сублимацией этих замороженных летучих веществ, так как условия вблизи орбиты кентавра не поддерживают сублимацию водяного льда или метанола, а запасы CO, N2 и CH4 могли уже истощиться из-за их высокой летучести и способности сублимировать при низких температурах. По результатам работы Центр малых планет недавно переклассифицировал 2014 OG392 в комету типа Хирона, которая получила обозначение C/2014 OG392 (PANSTARRS).
Ранее мы рассказывали о том, как астрономы признали ряд кентавров объектами из межзвездной среды и почему первый активный троянец Юпитера оказался кометой.
Александр Войтюк
Она вспыхнула в 1987 году
Инфракрасный космический телескоп «Джеймс Уэбб» получил изображение остатка сверхновой 1987A в Большом Магеллановом Облаке. На снимке заметны ранее не наблюдавшиеся серповидные структуры из газа, выброшенного при взрыве звезды, сообщается на сайте телескопа. Сверхновая 1987A вспыхнула 23 февраля 1987 года в галактике-спутнике Млечного Пути Большое Магелланово Облако из-за коллапса ядра голубого сверхгиганта в туманности Тарантул, являющейся огромной областью звездообразования. Она стала самым близким подобным катаклизмом из всех наблюдавшихся с момента изобретения телескопа, кроме того, от вспышки были впервые зарегистрированы нейтрино. Разлетающиеся фрагменты звезды наблюдаются уже более 40 лет при помощи различных наземных и космических телескопов. Новое изображение остатка сверхновой было получено при помощи камеры ближнего инфракрасного диапазона NIRCam и набора узкополосных фильтров. Центральная часть туманности заполнена плотными комками газа и пыли, считается, что в ней находится плерион и связанная с ним нейтронная звезда. Затем идет яркое кольцо, возникшее из вещества звезды, выброшенного перед взрывом. Оно содержит горячие точки, образованные взаимодействием околозвездного вещества с ударной волной. Еще дальше видны не наблюдавшиеся ранее небольшие серповидные структуры, содержащие выброшенный при взрыве газ, а в самых внешних частях остатка заметны два тусклых кольца — световое эхо от вспышки, возникшее на газопылевых облаках в окрестностях остатка. В дальнейшем «Джеймс Уэбб» продолжит исследование остатка 1987A при помощи инструментом NIRSpec и MIRI, чтобы узнать больше о строении туманности и подтвердить наличие в ней нейтронной звезды. Ранее мы рассказывали о том, как астрономы рассмотрели остаток сверхновой 1987A в FM-диапазоне.