Эффект Ярковского обвинили в изменении орбиты астероида Апофис

Астрономы при помощи наземного телескопа «Субару» выяснили, что на орбиту астероида Апофис влияет YORP-эффект, приводящий к увеличению скорости вращения тела. Это означает, что сценарий возможного столкновения Апофиса с Землей в 2068 году нельзя полностью исключать, сообщается на сайте Института астрономии Гавайского университета.

Околоземный астероид (99942) Апофис относится к группе Атонов и был открыт 9 июня 2004 года. Радиолокационные наблюдения показали, что он представляет собой удлиненное тело размером 450 на 170 метров и может состоять из двух долей или тел. Ранние расчеты орбиты астероида свидетельствовали о том, что в 2029 году он может столкнуться с Землей с вероятностью один шанс из 37, из-за чего Апофис получил четыре балла по Туринской шкале. Однако в дальнейшем эта оценка была пересмотрена, а опасность астероида вначале снизилась до одного балла по Туринской шкале, а затем стала близкой к нулю.

Последний раз Апофис сближался с нашей планетой в январе 2013 года и ожидается, что 13 апреля 2029 года он пройдет на минимальном расстоянии примерно 29470 километров от поверхности нашей планеты, оказавшись внутри орбит геостационарных спутников. В это время астероид будет легко виден невооруженным глазом. Однако существует небольшая вероятность (примерно 1 из 150 тысяч), что Апофис столкнется с нашей планетой в апреле 2068 года. Считается, что на Землю падают астероиды размером с Апофис в среднем раз в 80 тысяч лет.

Группа астрономов во главе с Дэйвом Толеном (Dave Tholen) из Института астрономии Гавайского университета при помощи 8,2-метрового наземного телескопа «Субару» смогла определить, что на орбиту Апофиса влияет эффект Ярковского — О'Кифа — Радзиевского — Пэддэка (YORP-эффект), заключающийся в увеличении скорости вращения астероида ассиметричной формы под действием солнечного излучения. Это приводит к смещению астероида от траектории, определяемой только гравитационным полем, примерно на 170 метров в год, что сохраняет возможность столкновения Апофиса с Землей в 2068 году. Более точно оценить влияние эффекта Ярковского на орбиту Апофиса должны помочь будущие наблюдения за ним и новые моделирования.

Ранее мы рассказывали о том, как YORP-эффект привел к смене цвета поверхности «хвостатого» астероида Голт и ускорению вращения околоземного астероида Бенну.

Квазипериодические рентгеновские вспышки объяснили частичным разрушением звезды сверхмассивной черной дырой