Британский стартап Stratospheric Platforms совместно с американской компанией Northrop Grumman занялась разработкой двухдвигательного водородного стратосферного беспилотника, который будет использоваться для обеспечения сотовой связи стандарта 5G. Как пишет Aviation Week, диаметр покрытия сотовой связью с помощью аппарата составит до 140 километров.
Сегодня несколько компаний в мире занимаются разработкой беспилотных летательных аппаратов, которые бы могли обеспечивать связью труднодоступные районы. Предполагается, что с помощью таких аппаатов сотовые операторы смогут расширить абонентскую базу и сэкономить на строительстве сотовых вышек.
Перспективный стратосферный водородный беспилотник разрабатывается по схеме высокоплана с V-образным хвостовым оперением. Размах крыла беспилотника составит 60 метров. Аппарат массой 3,5 тонны сможет выполнять полеты на высоте 18,3 тысячи метров на протяжении девяти дней. Первый полет аппарата запланирован на 2022 год.
Другие подробности о новом беспилотнике не раскрываются. Ранее Stratospehric Platforms провела испытания системы связи стандарта 4G, предназначенной для установки на летательные аппараты. Испытания проводились на модифицированном высотном разведывательном самолете Grob G 520. Во время испытаний самолет выполнял полеты на высоте 13,7 тысячи метров.
Разработчикам удалось добиться скорости передачи данных абонентам на земле в 70 мегабит в секунду и от абонентов — в 20 мегабит в секунду. Система сотовой связи может быть доработана для поддержки стандарта 5G.
В конце сентября 2020 года японская компания HAPSMobile испытала перспективный псевдоспутник Sunglider полетом на высоте 19,2 тысячи метров. Продолжительность полета беспилотника составила 20 часов. Аппарат обеспечивал покрытие сети стандарта LTE. К ней подключились несколько абонентов, которые совершили серию видеозвонков при помощи смартфонов и компьютеров.
Василий Сычёв
Чистка панелей без воды в перспективе поможет снизить затраты на обслуживание солнечных электростанций
Итальянская компания Reiwa Engine совместно с компанией Enel Green Power, занимающейся производством энергии из возобновляемых источников, разработала робота Sandstorm для сухой очистки панелей солнечных батарей, сообщает New Atlas. Он способен перемещаться по ряду солнечных панелей, даже если они установлены неровно, и преодолевает между ними промежутки до 50 сантиметров. При поддержке Angie — первого российского веб-сервера Песок, грязь и пыль со временем покрывают поверхность панелей солнечных батарей, чем существенно снижают их эффективность. Особенно это актуально для засушливой пустынной местности, которая из-за обилия солнечных дней в году хорошо подходит для строительства крупных солнечных электростанций. С учетом быстрого развития солнечной энергетики можно ожидать стремительного роста их количества, а это значит, что для решения проблемы очистки загрязненных панелей со временем будет требоваться все больше трудозатрат и ценных ресурсов, таких как вода, которую сегодня обычно используют для мытья панелей. Сицилийский технологический стартап Reiwa Engine совместно с энергетической компанией Enel Green Power разработал робота Sandstorm. Он предназначен для автономной сухой очистки солнечных панелей с помощью щеток. Для робота не требуется идеально ровной установки солнечных панелей, так как он способен преодолевать разницу в высоте и промежутки между панелями до 50 сантиметров (разработчики не уточняют, как именно это происходит). После окончания чистки или при низком заряде батареи Sandstorm самостоятельно возвращается к док-станции для подзарядки. Прототип сперва протестировали в лаборатории компании Enel Green Power, а затем на мегаваттной секции солнечной электростанции в муниципалитете Тотана в Испании. В результате компания заключила контракт на поставку 150 роботов для работы на двух испанских солнечных электростанциях Totana и Las Corchas, суммарная мощность которых составляет 135 Мегаватт. Необычный способ бороться с загрязнениями на поверхности солнечных батарей предложила компания Tesla, которая запатентовала метод очистки с помощью лазерных лучей. Авторы патента предлагают подбирать параметры лазерных импульсов так, чтобы они не проникали через слой стекла и не представляли опасности для электроники.