Сервис такси «Таксовичкоф» начал испытывать беспилотный автомобиль, разработкой которого занимаются «СтарЛайн» и Ralient. В отличие от большинства других разработок, в том числе основного беспилотника «СтарЛайн», в этом автомобиле используются не лидары и радары, а лишь одна камера, по данным с которой алгоритмы Ralient получают объемные данные об окружающей среде. Компании планируют к 2023 году запустить в коммерческую эксплуатацию до тысячи беспилотников, сообщается в пресс-релизе «Таксовичкоф».
Подавляющее большинство проектов беспилотных автомобилей использует лидары — датчики, которые посылают вокруг себя лазерные лучи и по времени их возвращения рассчитывают расстояния до окружающих объектов. Это дает лидарам преимущество перед камерами, поскольку они получают достоверные данные о расстоянии и объеме, а камерам приходится восстанавливать их с помощью нейросетей или сопоставляя кадры с соседних камер. Но у лидаров есть важный практический недостаток — они в десятки и даже сотни раз дороже камер, поэтому на сегодняшний день беспилотники с ними не могут быть коммерчески выгодными.
Разработчики, которые создают беспилотники не для исследований, а для реального коммерческого внедрения, вынуждены либо ждать снижения стоимости лидаров и в это время оттачивать алгоритмы, либо наоборот пытаться создать полноценный беспилотник, работающий без лидаров. Три российские компании, объявившие о совместном проекте по созданию беспилотного автомобиля, выбрали второй подход. «Таксовичкоф» выступает в проекте в качестве заказчика, а за разработку отвечают «СтарЛайн» и Ralient: первая предоставляет открытую аппаратно-программную платформу беспилотного автомобиля на базе Lexus RX, которая прошла государственную сертификацию и может использоваться для испытаний на дорогах общего пользования, а вторая отвечает за алгоритмы распознавания объектов и управления машиной, а также предоставляет свою камеру.
Данные об окружающей среде беспилотник получает с одной фронтальной камеры. Ralient утверждает, что ее алгоритмы позволяют надежно распознавать автомобили, пешеходов и прочие объекты, а также расстояние до них и их размеры. В будущем разработчики планируют добавить в автомобиль дополнительные камеры. Местоположение отслеживается спутниковым приемником, получающими сигналы от нескольких навигационных систем и от самого автомобиля по CAN-шине (например, данные об оборотах колес).
От редактора
После выхода заметки представители Ralient уточнили, что в тестовом заезде не использовались RTK-поправки и инерциальный датчик. Также они рассказали, что в будущем планируют добавить в автомобиль больше камер. Текст заметки был изменен соответствующим образом.
Во время испытаний на автомобильной площадке в Санкт-Петербурге в середине октября беспилотник показал базовые навыки: распознал припаркованный автомобиль и его размеры, и успешно объехал его. В будущем разработчики планируют отрабатывать и другие сценарии.
Представитель «СтарЛайн» рассказала N + 1, что этот проект развивается отдельно от основного беспилотника компании, который оборудован большим набором датчиков, в том числе различными лидарами, и с лета совершает тестовые поездки по дорогам Санкт-Петербурга. Кроме того, компания тестирует в городе взаимодействие автомобиля с инфраструктурой (V2X), а также разрабатывает с неназванной компаний-партнером проект беспилотной внутризаводской логистики.
От редактора
Большинство специалистов и компаний из области беспилотных автомобилей, такие как Waymo, Cruise и Яндекс, сходятся во мнении, что при сегодняшних технологиях создать полноценный и универсальный беспилотный автомобиль без лидаров невозможно. Но часть разработчиков все же считает это возможным, причем среди них есть серьезные технологические компании, такие как Mobileye и Tesla: первая недавно показала длительную поездку беспилотника без лидаров и радаров по Иерусалиму, а вторая сегодня начала рассылать на автомобили некоторых пользователей обновление, добавляющее функции автопилота для города (правда, в автомобилях Tesla есть и радары, а не только камеры).
Разработкой беспилотных автомобилей занимается другая крупная компания с собственными сервисами такси и каршеринга — Яндекс. Компания начала испытывать свои беспилотники намного раньше, поэтому к лету 2020 года их суммарный пробег по дорогам общего пользования достиг пять миллионов километров. Также у Яндекса уже есть две тестовые зоны беспилотного такси — в татарстанском Иннополисе и подмосковном Сколково.
Григорий Копиев