Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (Роспечать)

Люди хорошо запомнили местоположение высококалорийной пищи в лабиринте

Beastie Boys — Body Movin'

Vevo

Нидерландские ученые выяснили, что люди лучше запоминают местоположение высококалорийной пищи независимо от ее вкусовых характеристик и того, нравится ли она больше, чем продукты с меньшей калорийностью. Для этого они провели эксперимент, в ходе которого участникам необходимо было ходить по лабиринту и пробовать разные продукты. По прохождении задания участники точнее отмечали на карте лабиринта местоположения чипсов и шоколадок, а не помидоров или дыни — причем даже в том случае, когда вместо самой еды в лабиринте лежали только ватные диски с запахом. Статья опубликована в журнале Scientific Reports.

Выживание требует эффективного распределения ресурсов и максимизации полезности. Во многом это, конечно, касается поиска и потребления пищи, в процессе которых животному необходимо оценивать собственные энергозатраты, возможность найти себе пропитание и все сложности, которые могут быть с этим поиском связаны. Самой эффективной стратегией, поэтому, считается поиск и потребление высококалорийной пищи — то есть той, которая дарит больше энергии при меньшем количестве.

У многих современных людей, в отличие от большинства животных, нет ограничений в получаемых ресурсах, и потреблять исключительно высококалорийную пищу у них нет необходимости: вместо нее можно выбирать, например, ту еду, которая доставляет больше удовольствия. При этом стремление (даже неосознанное) к поиску высококалорийной пищи у человека все же могло сохраниться.

Чтобы это проверить, Ракель де Ври (Rachelle de Vries) из Вагенингенского университета и ее коллеги построили небольшой лабиринт, в разных частях которого расположили либо блюда с продуктами разной калорийности (например, чипсы и шоколадные пирожные или дыню и помидоры), либо ватные диски с ее запахом. Добровольцев (всего в исследовании приняли участие 512 человек) попросили пройти по лабиринту и выбрать любую еду (или диски с ее запахом), которую они захотят. 

После того, как добровольцы добирались до конца лабиринта, им показывали его карту и просили отметить на ней все продукты, которые попадались на их пути. И в том случае, когда участники видели сами продукты и даже могли их попробовать (p = 0,002) и тогда, когда они чувствовали только запах (p = 0,009), высококалорийную пищу они запоминали намного лучше и могли точнее определить ее местоположение на карте. Интересно, что это не зависело от того, насколько участникам нравился продукт, который их просили найти, того, насколько они хотели его съесть, и того, насколько он для них был новым. Кроме того, сладость или соленость продукта на определения его местоположения также не влияла.

Исследователи заключили, что единственным фактором, который помогал участникам запомнить местоположение продуктов, оказалась калорийность: высококалорийная пища регулировала работу их пространственной памяти. С одной стороны, такой результат сходится с теорией «адаптивной памяти», согласно которой система запоминания информации в первую очередь регулируется эволюционными механизмами — причем интересно, что для этого достаточно только обоняния.

С другой стороны, механизм этот, судя по всему, неосознанный: это может означать, что человек всегда стремится к поиску и потреблению наиболее калорийной пищи независимо от того, какая еда ему нравится или того, что ему нужно. Это, в свою очередь, может приводить к перееданию и появлению лишнего веса.

При этом влияние личных предпочтений все же отметать не стоит: желание съесть какую-то определенную пищу также влияет на выбор и поведение человека. Например, пару лет назад ученые показали, что за любимую еду, которую очень хочется, люди готовы переплатить.

Елизавета Ивтушок

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.