Швейцарская компания Flybotix разработала серийный дрон-бикоптер для инспекции сооружений. Он оснащен защитным корпусом, камерами, работающими в видимом и инфракрасном спектрах и мощной светодиодной подсветкой. Также дрон поддерживает полуавтоматические режимы полета, к примеру, полет вдоль стены или остановку на определенном расстоянии от нее. Планируется, что его продажи начнутся в 2021 году.
Дроны часто применяют не только для развлечения и видеосъемки, но и для промышленных работ на высоте. К примеру, они помогают экономить на осмотре лопастей ветрогенераторов и кабелей электропередачи. Помимо экономии это также позволяет не рисковать здоровьем специалистов и зачастую заметно ускоряет работы.
Как правило, подобные работы происходят на открытом пространстве, потому что внутри зданий и технических конструкций дронам летать сложно — большинство из них стабилизирует себя по данным спутниковой навигации, а при столкновении с чем-либо они обычно падают и не могут продолжить миссию.
Компания Flybotix создала дрон, который разрабатывался именно под полеты в ограниченном пространстве. Главное его отличие от почти всех серийных мультикоптеров заключается в том, что это бикоптер, причем с вертикальным расположением винтов: оба винта располагаются в центре корпуса и направлены в разные стороны (вверх и вниз). Каждый ротор закреплен на подвижном механизме, который позволяет отклонять его ось и наклонять дрон в нужную сторону.
Поскольку специально для этого дрона были разработаны тонкие электромоторы, толщина корпуса получилась достаточно небольшая. По форме корпус похож на куб. С двух сторон к нему прикреплены еще две секции, спереди и сзади. На передней части находится основная полезная нагрузка: камера видимого спектра с разрешением 4K и инфракрасная с разрешением 160 на 120 пикселей. Им помогают два массива светодиодов с общей яркостью в 10 тысяч люмен. Камеры расположены на стабилизирующем подвесе с отклонением в 90 градусов.
Вокруг дрона установлена почти сферическая сетка, которая не дает ему разбиться в случае столкновения с препятствием. Также от столкновений помогают алгоритмы аппарата, которые с помощью нескольких визуальных датчиков отслеживают его положение в пространстве. Их можно настроить разным образом. К примеру, у дрона есть режим отталкивания при котором вокруг него образуется виртуальная сфера. Алгоритмы следят за объектами вокруг и не допускают, чтобы они попали внутрь сферы. Также у него есть режимы работы со стенами: в одном из них он поддерживает постоянное расстояние и угол поворота относительно стены при полете вдоль нее, а во втором сам создает большой скан стены, летая в автономном режиме.
Дрон способен проводить в воздухе до 24 минут, а связь с ним поддерживается на расстоянии до 16 километров на открытой местности. Разработчики утверждают, что сигнал достаточно сильный, чтобы работать внутри бетонного здания через один этаж. Продажи дрона начнутся в начале 2021 года.
По-видимому, основной конкурент нового дрона — это американский Skydio S2 с шестью служебными камерами для навигации. Недавно разработчики обновили его программное обеспечение, добавив режимы для автоматического 3D-сканирования конструкций и полета внутри них с возможностью автоматической съемки на расстоянии 50 сантиметров от объекта.
Григорий Копиев
Он выдерживает температуру в 200 градусов Цельсия на протяжении 10 минут
Инженеры разработали термоустойчивый квадрокоптер FireDrone, он способен выдержать температуру в 200 градусов Цельсия в течение десяти минут. Это стало возможно благодаря тепловой защите на основе аэрогеля из полиимида, в которую заключены все внутренние компоненты дрона, включая электромоторы. Прототип оборудован инфракрасной камерой и термодатчиками, отслеживающими внутреннюю и внешнюю температуры. Благодаря устойчивости к высоким температурам дрон может пригодиться пожарным службам для разведки во время пожаров. Статья опубликована в журнале Advanced Intelligent Systems. Во время тушения пожаров пожарные службы отправляют на место происшествия разведывательные отряды, чтобы оценить ситуацию. Это создает риск для жизни и здоровья сотрудников спасательных служб, поэтому инженеры ищут возможность использовать для этой цели дроны, которые можно было бы отправить к источнику опасности вместо людей. С помощью беспилотников можно предварительно обследовать место происшествия и определить положение источников опасности, составить план местности и попытаться найти выживших. Однако для того, чтобы работать в непосредственной близости от источника высокой температуры, дрон должен обладать термозащитой. Инженеры под руководством Мирко Ковача (Mirko Kovač) из Имперского колледжа Лондона разработали прототип квадрокоптера FireDrone с термозащитой на основе армированного стеклотканью полиимидного аэрогеля — легкого пористого геля, который состоит в основном из воздушных полостей в полиимидной матрице с добавлением стекловолокна и силикатного аэрогеля. Благодаря этой защите дрон способен выдерживать температуру до 200 градусов Цельсия на протяжении десяти минут, при этом температура внутри корпуса не превышает 40 градусов. Помимо обычной RGB-камеры, дрон оборудован также камерой, снимающей в инфракрасном диапазоне для обнаружения источников высокой температуры, в условиях сильного задымления. Бортовая электроника один раз в секунду измеряет температуру снаружи и внутри термозащитного кожуха. Внутри дрона есть система охлаждения, которая построена на использовании эффекта понижения температуры при испарении сжиженного углекислого газа, который находится в картридже. При излишнем нагреве происходит открытие клапана и небольшие трубки распределяют газ для охлаждения внутренних компонентов. Термозащита дрона построена из плоских элементов толщиной 15 миллиметров, которые крепятся к раме из полиамида, образуя ромбокубооктаэдр. Корпус такой формы проще в изготовлении, чем корпус с изогнутыми элементами, при этом он имеет достаточный внутренний объем. Для отражения инфракрасного излучения от источников тепла снаружи дрон покрыт алюминиевой фольгой. Двигатели находятся в центральной части дрона, их вращение передается пропеллерам с помощью трансмиссии. Термозащиту разработчики испытали в тепловой камере, а также в тестовых полетах вблизи источников открытого пламени. Эти эксперименты подтвердили, что за счет тепловой изоляции с помощью аэрогеля и использования системы охлаждения удается значительно замедлить рост внутренней температуры. Кратковременно дрон способен выдержать температуру даже больше 1000 градусов, однако при этом начинают происходить структурные изменения корпуса за счет деформации аэрогеля. Для чистого полиимидного аэрогеля такая деформация наблюдается уже выше 200 градусов, но дополнительные армирующие добавки позволяют снизить этот эффект. Благодаря низкой теплопроводности дрон может использоваться также и при низких температурах. И если время работы дрона в условиях высокой температуры определяется размером резервуара с углекислым газом для системы охлаждения, то в случае полетов в условиях холода, внутренняя температура поддерживается на достаточном уровне за счет тепловыделения внутренних компонентов дрона. https://www.youtube.com/watch?v=pNp2T9Sx7xY Из множества существующих дронов, предназначенных для тушения пожаров с помощью воды или огнетушителей выделяется гексакоптер NIMBUS, разработанный специалистами из Университета Небраски-Линкольна. Вместо тушения уже разгоревшегося огня, он предназначен для создания новых контролируемых поджогов — одного из методов борьбы с пожарами. Для этого он оборудован системой сброса горящих шаров.