«Хаббл» увидел угасание сверхновой в далекой галактике

Астрономы, работающие с космическим телескопом «Хаббл», опубликовали анимацию, демонстрирующую угасание вспышки сверхновой SN 2018gv на протяжении целого года. Наблюдения за ней помогут уточнить расстояние до галактики, в которой она вспыхнула, сообщается на сайте NASA.

Вспышка сверхновой представляет собой один из самых мощных катаклизмических процессов во Вселенной и может быть финалом жизни массивной звезды, исчерпавшей запасы топлива в ядре, слиянием двух белых карликов или термоядерным взрывом в двойной системе. В ходе взрыва яркость звезды может увеличиться за несколько суток в миллионы и даже миллиарды раз, а в космос при этом выбрасывается большое количество вещества, что делает сверхновые одним из основных источников пополнения межзвёздной среды химическими элементами тяжелее гелия.

Вспышка сверхновой SN 2018gv была замечена 15 января 2018 года японским астрономом-любителем Коичи Итагаки (Koichi Itagaki) и произошла в одном из спиральных рукавов галактики NGC 2525, находящейся на расстоянии 70 миллионов световых лет от Солнца. Она была отнесена к типу Ia и представляет собой термоядерный взрыв на белом карлике в двойной системе. Масса белого карлика превысила предел Чандрасекара из-за аккреции вещества со звезды-компаньона.

Так как подобные сверхновые обладают почти одинаковой пиковой светимостью, то это дает возможность ученым использовать подобные вспышки в качестве «стандартных свечей» для достаточно точного определения расстояния до галактик, в которых они находятся. Это позволило астрономам включить SN 2018gv в программу SH0ES (High-z Supernova Search Team and the Supernovae H0 for the Equation of State), задачей которой является определение скорости расширения Вселенной. В 2018-2019 годах за сверхновой следил космический телескоп «Хаббл», что дало возможность исследователям построить кривую блеска, а из снимков, полученных обсерваторией, смонтировать анимацию, демонстрирующую постепенное угасание вспышки.

Ранее мы рассказывали о том, как астрономы обнаружили новый остаток сверхновой в Млечном Пути и экстремально яркую сверхновую в далекой галактике, а также о том, как астроном-любитель получил снимок вспышки массивной звезды на самой ранней ее стадии.

«Джеймс Уэбб» сфотографировал спиральные рукава галактики Водоворот