NASA выбрало SpaceX в качестве подрядчика для запуска IMAP. Этот аппарат будет находиться на гало-орбите вокруг точки L1 системы Солнце—Земля и предназначен для изучения межзвездной среды, солнечного ветра и гелиопаузы. Запуск запланирован на 2024 год, основные приборы зонда — детекторы нейтральных высокоэнергетических атомов и заряженных частиц.
Межзвездная среда — это вещество и поля, которые заполняют пространство галактик. Поток вещества с Солнца «выдувает» в межзвездной среде гелиосферу — область, в которой плазма движется со сверхзвуковой скоростью. Место, где солнечный ветер замедляется и смешивается с межзвездным веществом, называют гелиопаузой.
Граница гелиосферы очень размыта и неровна, но примерно удалена от Солнца на расстояние 120 астрономических единиц. Всего два аппарата за всю историю залетели так далеко — «Вояджер-1» и «Вояджер-2», но они не были специально предназначены для изучения гелиосферы и межзвездной среды. Посылать же туда специальный аппарат для прямых измерений дорого, к тому же его путь займет не менее сорока лет. В данный момент один из лучших инструментов ученых для изучения дальней гелиосферы — аппарат New Horizons, который, среди прочего, недавно подтвердил замедление солнечного ветра за орбитой Плутона. Вместе с тем космическую среду можно изучать и дистанционно.
Один из проектов NASA — IMAP (Interstellar Mapping and Acceleration Probe) — предназначен для изучения солнечного ветра, межзвездной среды и их взаимодействия в гелиопаузе. Агентство утвердило SpaceX в качестве подрядчика для запуска зонда, миссию планируют запустить в 2024 году на гало-орбиту вокруг точки L1 системы Солнце—Земля. Аппарат будет нести множество приборов, но их можно разделить на две группы.
Первая группа приборов предназначена для изучения высокоэнергетических нейтральных атомов. Солнечный ветер, как и звездный, представляет собой плазму — поток ядер атомов, положительно заряженных частиц, и электронов, отрицательных. Однако, если в полете атомное ядро соединится с электронами, то частица сохранит высокую скорость, но станет электрически нейтральной. Основной источник высокоэнергетических нейтральных атомов — магнитосферы планет, но гелиосферу тоже можно представить как магнитосферу всей Солнечной системы, и потому из гелиопаузы прилетает много таких атомов. Анализируя характеристики потока этих частиц, можно понять структуру и свойства породившей их среды.
Вторая группа приборов предназначена для изучения заряженных частиц, в первую очередь — солнечного ветра. Эти данные также помогут уточнить строение гелиопаузы, так как ученые будут точно знать не только как она выглядит, но и что именно на нее влияет со стороны Солнца. Еще один важный инструмент IMAP — IDEX, устройство для анализа межзвездной пыли. IDEX сообщит ее состав, скорость полета и карту распределения.
Кроме того, на одной ракете с IMAP полетят дополнительные аппараты NASA: Lunar Trailblazer (в его задачи входит поиск воды на Луне), зонд для наблюдения за космической погодой и два пока неизвестных аппарата по изучению гелиосферы.
Главный приоритет NASA в настоящий момент — возвращение на Луну по программе «Артемида», которое будут непосредственно выполнять частные компании. Вместе с тем продолжаются и другие проекты. В ближайшее время агентство запустит аппарат к троянским астероидам Юпитера, а о ровере «Персеверанс», который долетит до цели в следующем году, читайте в материале «Марс, туда и обратно».
Василий Зайцев
Starship стал еще выше за счет промежуточного отсека для «горячей» расстыковки
5 сентября на космодроме Starbase в Техасе SpaceX произвела установку прототипа корабля Starship S25 на вершину ускорителя Super Heavy B9, сообщается в твиттере компании. Оба прототипа будут участвовать во втором испытательном полете ракеты Starship, который, как ожидается, состоится в ближайшее время. По словам Илона Маска, сейчас компания ожидает разрешения на запуск от Федерального управления гражданской авиации США. После первого запуска 120-метровой ракеты Starship, который состоялся в апреле этого года и закончился взрывом (читайте об этом в нашем материале «Она рванула»), компания провела серьезную модернизацию стартовой инфраструктуры. Чтобы избежать разброса камней и образования под стартовым столом огромного кратера от работающих двигателей первой ступени, как это произошло при первом запуске, под ним установили стальную пластину со множеством отверстий, через которые распыляется большой объем воды. Работа системы напоминает направленный вверх и в стороны гигантский душ. Ракета также претерпела модернизацию — в конструкцию ускорителя Super Heavy B9 внесено более тысячи изменений в сравнении с предшественником B7. Самым существенным изменением стал установленный на вершине ускорителя промежуточный отсек для расстыковки ступеней по «горячей» схеме, которая предполагает запуск двигателей второй ступени в момент, когда она еще не отделилась от первой. Внутри отсека находится тепловой экран, который вместе с перфорированными боковыми стенками призван защитить ускоритель, отводя раскаленные газы наружу. 5 сентября на космодроме Starbase в Техасе прототип корабля Starship S25 был установлен на вершину уже находящегося на стартовом столе ускорителя Super Heavy B9 с помощью крана, прозванного «Mechazilla». За счет промежуточного отсека, установленного между ускорителем и кораблем, ракета стала выше на пару метров, побив собственный 120-метровый рекорд. По словам Илона Маска, Starship готов к запуску, однако необходимо дождаться разрешения от Федерального управления по гражданской авиации США (FAA). Ранее SpaceX уже получила лицензию на связь со Starship от Федеральной комиссии по связи (FCC), которая будет действовать с 7 сентября 2023 года по 23 февраля 2024 года. Кроме этого были проведены огневые испытания прототипов корабля и ускорителя. Таким образом SpaceX завершила основные этапы подготовки ко второй попытке запуска Starship на орбиту.