Первые выходцы из Африки не стали держаться берегов

Человеческие следы, обнаруженные в пустыне Нефуд на Аравийском полуострове три года назад, оставили самые первые люди, проникшие из Африки в Азию. Ученые пришли к выводу, что эти следы были оставлены 120 тысяч лет назад, а само их положение опровергает гипотезу, что первые выходцы из Африки предпочитали держаться у берегов, говорится в статье, опубликованной в журнале Science Advances.

Человек разумный (Homo Sapiens) появился в Восточной Африке около 200 тысяч лет назад. Именно оттуда люди позже заселили все остальные континенты. Cуществует несколько гипотез о том, как и когда это произошло. Самые древние находки за пределами Африки датируются 210 тысяч лет назад на юге Греции и 180 тысяч на Ближнем Востоке. Но массово люди проникли в Евразию только 80 тысяч лет назад. Согласно самой распространенной теории, люди двигались вдоль берегов Африки, через Аравию и Баб-эль-Мандебский пролив, и таким образом попали в Азию. В последние десятилетия стало известно, что в последний межледниковый период на территории Аравии, где сегодня расположены пустыни, был климат, больше напоминающий современные африканские саванны. Самые древние находки человеческих стоянок в Аравии датируются около 85 тысяч лет назад.

В 2017 году в Саудовской Аравии, в пустыне Нефуд, на месте древнего озера Алатар в результате эрозии почвы открылись древние следы животных. Всего в этом районе было найдено 376 следов животных, а 7 из них ученые идентифицировали как следы человека современного вида. Кроме того, было найдено 233 окаменелости, в том числе зубы животных. Все находки были описаны с привязкой к местности. Теперь Мэтью Стюарт (Mathew Stewart) и его коллеги из Института химической экологии Общества Макса Планка датировали их, а также провели анализы почвы и ископаемой микрофлоры.

Исследователи показали, что Алатар был мелководным озером, к которому приходили на водопой млекопитающие. С помощью метода оптического датирования, который позволяет установить, когда минерал последний раз находился на свету, удалось выяснить, что следы человека и животных, среди которых были слоны и верблюды, были оставлены одновременно, около 120 тысяч лет назад.

Это самые древние достоверно датированные следы человека на Аравийском полуострове. Но, в отличие от других озер в современной пустыне Нефуд, где найдены более поздние следы людей, на Алатаре не обнаружено никаких следов стоянки, не найдено каменных орудий. Исследователи заключают, что у озера, по всей видимости, люди оставались совсем недолго — скорее всего, здесь был перевалочный пункт, чтобы напиться и найти еду, в далекой дороге. Расположение следов свидетельствует, что у озера останавливались двое или трое людей современного вида.

Следы — крайне редкие находки в палеонтологии. Авторы статьи провели эксперимент, и выяснили, что следы млекопитающих на глинистых почвах сохраняются обычно всего 2-4 дня. Стюарт отметил: «следы — это уникальная форма ископаемых, которая дает срез нескольких часов или дней древней жизни, то есть такой точности, которой не могут дать другие источники».

Еще одним важным открытием ученых стали следы слонов. Самые поздние находки в соседнем Леванте датируются временем около 400 тысяч лет назад, но теперь выяснилось, что 120 тысяч этот вид все еще сохранялся в Аравии. Сопоставив направление всех обнаруженных слоновьих следов, ученые пришли к выводу, что у этих животных были сезонные миграции. Озера, очевидно, служили фокальными точками — местами, где животные, шедшие по открытой местности, сходились на водопой. Останки травоядных животных свидетельствует, что за травоядными следовали хищники. Исследователи предполагают, что люди могли мигрировать вслед за животными.

Ранее мы писали, как что первые люди в Америке появились уже 30 тысяч лет назад.

Леонид Николаенко