Лауреатами Шнобелевской премии за 2020 год стали ученые, изучавшие рев аллигаторов под гелием, связь бровей и нарциссизма, проводившие эксперименты со стоячими волнами в дождевых червях и ножами из замороженных фекалий, а также авторы других не менее важных работ. Список лауреатов опубликован на сайте премии.
Награждение шнобелевских лауреатов проводится ежегодно с 1991 года. Премии в 10 номинациях вручаются за исследования, «которые заставляют сначала засмеяться, а потом — задуматься». В этом году церемония впервые была проведена онлайн, поэтому традиционный запуск бумажных самолетиков в начале церемонии пришлось устраивать и записывать на видео зрителям, а минутную речь лауреаты записывали заранее.
Премию в номинации «Акустика» получила группа во главе со Штефаном Ребером (Stephan Reber) из Венского университета. Ученые в 2015 году опубликовали в The Journal of Experimental Biology исследование акустические характеристики рева китайских аллигаторов (Alligator sinensis). Они поместили самку аллигатора в герметичную камеру и записывали рев в моменты, когда животное дышало обычным воздухом и смесью гелия и кислорода (что сдвигало резонансные частоты). Послушать записи рева аллигаторов «под гелием» и без него можно на сайте журнала. Экспериментаторы пришли к выводу, что акустика рева прямо указывает размеры тела животного (что важно для брачного поведения) и их результаты могут быть полезны для реконструкции звуков архозавров — предков современных крокодилов. Премию в 10 триллионов зимбабвийских долларов вручил лауреатам нобелевский (и шнобелевский) лауреат Андрей Гейм.
В номинации «Психология» премию получили Миранда Джакомин и Николас Рул из Канады и США «за изобретение метода определения нарциссов путем изучения их бровей». Лауреаты описали в Journal of Personality серию экспериментов, в которых попытались определить, насколько о нарциссистских чертах характера можно судить по форме и очертаниям бровей. Они получили серию фотографий добровольцев, в том числе, тех, кто судя по данным психологического тестирования, демонстрировал нарциссические черты характера. Затем ученые переклеивали брови с одного снимка на другой, и проверяли, насколько другие люди могут верно «диагностировать» нарциссизм по этим снимкам. Награду ученым вручил лауреат премии по экономике имени Нобеля Эрик Маскин.
Премию мира в этом году получили правительства Индии и Пакистана за то, что «заставляли своих дипломатов посреди ночи звонить друг другу в дверь и убегать до того, как дверь откроют».
Премии по физике были удостоены Иван Максимов и Андрей Потоцкий из Австралии — «за эксперименты, которые позволили выяснить, что происходит с телом живых дождевых червей при высокочастотной вибрации. Ученые продемонстрировали, что в теле дождевых червей на вибрирующей твердой поверхности могут появляться стоячие нелинейные волны, похожие на волны Фарадея. Эксперимент был проведен на четырех видах червей — Eisenia fetida, Lumbricus terrestris, Lumbricus rubellus и Aporrectodea caliginosa. Премию они получили из рук Эрика Маскина.
В экономической номинации премию получила группа ученых во главе с Кристофером Уоткинсом из Шотландии, которая попыталась выяснить, как уровень экономического неравенства в разных странах связан с частотой романтических поцелуев. Они проанализировали данные о частоте поцелуев на разных стадиях отношений — от ухаживания до установления прочной связи, и о том, как эти данные соотносятся с экономической ситуацией в 13 разных странах. Премию авторам вручила Френсис Арнольд.
В номинации «Менеджмент» награды были удостоены пять профессиональных наемных убийц из Китая, которые последовательно передавали друг другу контракт на убийство, оставляя себе «комиссионные», и в итоге так никого и не убили.
Премию в области энтомологии получил американский ученый Ричард Веттер, который обнаружил, что многие энтомологи боятся пауков, которые насекомыми не являются. Премию ему вручил Ричард Робертс.
Премия в номинации «Медицина» ушла в этом году Нинке Вулинку из Нидерландов и его коллегам, которые открыли новое заболевание — мизофонию. Люди, страдающие этим расстройством, испытывают стресс, когда слышат как другие люди жуют. Премию им вручила Френсис Арнольд.
В номинации «Медицинское образование» награду получили лидеры девяти стран — Беларуси, Бразилии, Британии, Индии, Мексики, США, Турции, Туркмении и России. Президенты этих стран во время пандемии COVID-19 своим примером доказали, что политики оказывают значительно большее влияние на жизнь и смерть, чем врачи и ученые. Президент Беларуси Александр Лукашенко получает премию во второй раз. В 2013 году он получил премию мира вместе с белорусской милицией за запрет публичных аплодисментов и штраф за нарушение этого запрета, который был выписан однорукому человеку.
Премия в последней номинации — «Наука о материалах» — досталась Джеймсу Норрису и его коллегам из США и Британии, которые экспериментально доказали, что нож из замороженных человеческих фекалий не может резать. Об этой и других подобных работах мы писали в материале «Это норма».
В прошлом году «Шнобелевку» дали за изобретение машины для смены детских памперсов, исследование асимметрии температуры тестикул и изучение причин квадратности помета вомбатов. А в 2018 году премию присудили за оценку эффективности магии вуду против несправедливых начальников, использование почтовых марок для проверки ночной эрекции и за оценку эффективности американских горок для выведения камней из почек
Сергей Кузнецов
К счастью, это художественный проект, а не серийный гаджет
Предприниматель и сооснователь компании Oculus Палмер Лаки создал VR-шлем, повышающий уровень реализма необычным способом: если игрок умирает в виртуальном мире, шлем активирует три пиропатрона, которые убивают его и в реальности. Эффект погружения в виртуальный мир — главное преимущество VR-шлемов перед мониторами. Сейчас это достигается за счет экранов с высоким разрешением и качественной графики, а также пространственного звука. Но наше взаимодействие с реальным миром не исчерпывается зрением и слухом, поэтому разработчики пытаются охватить и другие органы чувств. Также некоторые из инженеров используют разного рода ухищрения, чтобы повысить реализм и усилить эффект погружения. Например, мы рассказывали о том, как инженеры научились использовать саккады (быстрые непроизвольные движения глаз), чтобы позволить человеку в VR-шлеме неограниченно ходить даже в относительно небольшом помещении. Палмер Лаки (Palmer Luckey), известный прежде всего как сооснователь Oculus, тоже решил повысить реалистичность виртуального мира, но довольно необычным способом — он модифицировал вышедший недавно шлем смешанной реальности Oculus Quest Pro, научив его убивать игрока после того, как его убили в виртуальном мире. На эту идею его вдохновила серия ранобэ Sword Art Online. В ней рассказывается о VR-игре с полным погружением — игроки не могут выйти из игры или снять VR-шлем, пока хотя бы один из них не пройдет игру полностью. Если игрок умирает в виртуальном мире или посторонний человек снимает шлем, гаджет убивает его с помощью микроволнового излучения. В Sword Art Online повествование ведется в недалеком будущем (первое произведение вышло в 2009 году), а эти события начались 6 ноября 2022 года, поэтому Лаки представил реальную версию шлема именно в этот день. В отличие от вымышленного шлема, настоящий оснащен не микроволновым излучателем, а тремя пиропатронами. Они располагаются над передней частью головы, и создатель гаджета утверждает, что их активация неминуемо разрушает мозг пользователя. Помимо пиропатронов в шлеме установлен датчик излучения. Лаки предлагает использовать в играх после смерти виртуального персонажа красную заставку, мигающую с определенной частотой, чтобы датчик мог использовать его как сигнал о смерти. Разработчик отмечает, что не тестировал систему на себе, и в целом это не более чем художественный проект, а не устройство с реальными перспективами. Есть и не такие фатальные способы стимулировать игрока не проигрывать. Например, мы рассказывали о том, как уязвимость в Counter-Strike позволила взламывать компьютеры игроков после убийства их персонажа, загружая вместо обычной анимации вредоносную.