Компания Facebook представила несколько новых устройств для виртуальной и дополненной реальности. Основное из них — это VR-шлем Oculus Quest 2, который получил большее разрешение и частоту обновления экрана при меньшей цене, равной 299 долларам. Также компания анонсировала выпуск в 2021 совместно с Ray-Ban умных очков без экранов и проекторов, показала исследовательский прототип очков для создания 3D-карт и объявила о сворачивании производства VR-шлема Oculus Rift S.
До недавнего времени у VR-шлемов было существенное ограничение, во многом из-за которого они оставались нишевыми устройствами: за вычисления отвечал мощный компьютер, который нужно было подключать по проводу. В 2017–2018 годах сразу несколько основных компаний в этой области представили автономные шлемы: HTC Focus, Oculus Go и Quest, а также Mirage Solo от Lenovo и Google. Это сделало игры и работу в VR намного удобнее, но и снизило качество изображения, потому что вычисления пришлось перенести с мощного видеоускорителя и процессора на компьютере на встроенный мобильный процессор в шлеме.
В 2019 году Facebook представила бета-версию программного обеспечения, позволяющего подключать Quest к компьютеру и переносить все вычисления на его сторону. На конференции Facebook Connect компания объявила о смене концепции в VR-шлемах: она представила новый шлем Oculus Quest 2 и вместе с этим объявила, что вскоре перестанет выпускать подключаемые к компьютеру шлемы Rift, сосредоточившись на улучшении связи мобильных шлемов с компьютерами.
У Oculus Quest 2 есть несколько заметных отличий от первой версии. Во-первых, разрешение увеличилось с 1440 на 1600 пикселей для каждого глаза до 1832 на 1920 пикселей. Во-вторых, частота обновления экрана увеличилась с 72 до 90 герц. На первом этапе с такой частотой будут работать только системные приложения, но разработчики обещают предоставить эту возможность сторонним разработчикам вскоре после начала продаж. В-третьих, обновления получили и вычислительные компоненты: теперь за рендеринг отвечают специализированный процессор Qualcomm Snapdragon XR2 и шесть гигабайт оперативной памяти. Помимо игр у шлема появятся новые режимы, в том числе режим виртуального офиса с несколькими окнами программ, парящими в воздухе. Базовая версия с 64 гигабайтами памяти стоит 299 долларов, что на 100 долларов ниже цены первого Quest, а ее продажи начнутся 13 октября.
Также Facebook анонсировала два будущих устройства, которые пока находятся в разработке. Первое из них — это серийные умные очки, создаваемые в партнерстве с Ray-Ban. Пока обе компании не раскрывают деталей, но известно, что у очков не будет экрана. Возможно, это будут очки со звуковыми уведомлениями, камерой и датчиками отслеживания активности, такие как умные очки от Amazon. Второе устройство, разрабатываемое в рамках проекта Aria, представляет собой прототип, на котором инженеры компании будут отрабатывать алгоритмы и сценарии использования для будущих очков дополненной реальности. В нем тоже нет экрана, но есть несколько камер, микрофонов, датчиков движений глаз, движения и местоположения.
Разработчики раздадут очки некоторым работникам Facebook и будут собирать с их помощью визуальные и прочие данные. Они отмечают, что данные будут сразу же подвергаться анонимизации, к примеру, лица и номерные знаки на машинах будут замазаны. Кроме того, они планируют начать составлять с помощью очков объемную карту мира, о создании которой было объявлено на прошлогодней презентации.
Разработчики предполагают, что очки дополненной реальности пригодятся в первую очередь не для развлечений, а в быту. К примеру, они будут запоминать место, где пользователь забыл ключи, или выводить актуальную информацию о заведениях, наложенную прямо на витрину. Инженеры отмечают, что для создания удобных и полезных AR-очков, которые могут стать популярными, компаниям в отрасли необходимо решить несколько больших технологических задач, на что, вероятно, уйдет несколько лет.
В последние годы IT-компании постепенно приближают AR-очки к массовому внедрению, разрабатывая для них отдельные важные технологии, в основном, визуальные. Например, в 2018 году Intel показала прототип очков дополненной реальности, которые выглядели как обычные очки и выводили информацию в глаз с помощью незаметного снаружи лазерного проектора в дужке. А NVIDIA в 2019 году представила прототип, в котором за отображение картинки у каждого глаза отвечают два отдельных проектора: один из них создает изображение для всего поля зрения, а другой проецирует его лишь на центр поля зрения, но с гораздо более высокой плотностью пикселей.
*Facebook принадлежит компании Meta, деятельность которой в России запрещена.
Григорий Копиев
Connectivity Standards Alliance представил первую версию стандарта Matter, призванного объединить экосистемы умного дома и позволить устройствам разных производителей работать друг с другом. Разработка стандарта проходила с участием нескольких сотен компаний, в том числе крупнейших производителей устройств и программных платформ умного дома.