Ученые выяснили, что волки, которые росли в тесном контакте с людьми, хуже собак подчиняются людям в ряде задач: например, реже отдают мяч и терпят вычесывание. Вероятно, сговорчивость — это все же результат одомашнивания собак и основа их высокой обучаемости. Статья опубликована в журнале Scientific Reports.
В результате одомашнивания собаки стали во многом не похожи на волков, хотя им удается скрещиваться и производить плодовитое потомство. Одно из главных отличий этих видов — способность взаимодействовать с человеком. Собаки лучше волков поддаются дрессировке: учат команды и трюки, внимательнее следят за действиями людей и меньше отвлекаются в процессе тренировки. Волки тоже могут выполнять трюки и взаимодействовать с человеком (иногда волчата даже приносят брошенный мяч), но делают это хуже. Поэтому ученые предполагают, что обучаемость собак закрепилась в результате искусственного отбора, а не появилась в процессе одомашнивания.
Одна из характеристик обучаемости — сговорчивость: кооперация с человеком, готовность принимать ограничения, даваться в руки и не сопротивляться требованиям. Этологи из Австрии и Венгрии под руководством Дороттьи Юлии Уйфалуши (Dorottya Júlia Ujfalussy) из Будапештского университета имени Лоранда Этвёша предположили, что высокая обучаемость собак обусловлена большей сговорчивостью, которая появилась в результате эволюции, а не воспитания. Чтобы проверить гипотезу, исследователи проверяли способность молодых собак и волков, которые росли в неволе, выполнять различные задачи, которые требуют подчинения и готовности терпеть физические ограничения.
Как щенков (их было 11), так и волчат (16) еще до открытия глаз разлучали с матерью и отдавали хозяину: тот проводил со своим подопечным весь день, везде водил с собой; несколько раз в неделю животные играли с сородичами. В возрасте нескольких месяцев собак и волков парами селили вместе, те продолжали постоянно общаться с хозяевами. Еще 12 собак в первые месяцы оставались с матерями и были воспитаны ими.
В возрасте от шести до 24 месяцев собак регулярно тестировали: экспериментатор просил их приносить мяч (бросал игрушку щенку, затем подзывал его и пробовал забрать мяч), учил сидеть по команде, пробовал расчесать шерсть, а хозяин окликал животное по имени или пытался надеть намордник и погулять.
В возрасте девяти недель собаки чаще волков бежали за брошенным мячиком, подбирали его и отдавали человеку (p < 0,001). Волки, если и поднимали игрушку, чаще всего уносили ее, а четыре из них даже вели себя агрессивно, когда экспериментатор пытался отнять мяч. Зато как собаки, так и волки откликались на имя одинаково успешно и наравне учились сидеть по команде, хотя иногда собаки быстрее реагировали на команду (в возрасте семи и 16 месяцев, p < 0,05), а повзрослевшие волки (16 и 24 месяца) хуже откликались на зов, если были заняты игрой с сородичами (p < 0,05). Когда волкам было 16 месяцев, они чаще собак кусали экспериментатора (p = 0,01), который пытался вычесать их шерсть, но позже собаки тоже начали чаще кусаться. Наконец, и волки, и собаки соглашались надевать намордник, однако собаки с большей готовностью затем прогуливались.
Несмотря на активную социализацию с рождения, в ряде задач волки хуже подчинялись человеку, особенно если задача мешала им достигать собственных целей (играть с мячом или общаться с сородичами), хотя в целом волки были так же внимательны и готовы выполнять задания, как и собаки. На сговорчивость собак не повлияли условия воспитания: одинаково успешно задания выполняли выращенные как людьми, так и матерями щенки. Значит, эта особенность развилась у собак эволюционно в результате одомашнивания и, возможно, именно она объясняет лучшую обучаемость собак.
В некоторых других задачах и особенностях волки обходят собак. Например, они реже проявляют агрессию по отношению к сородичам, легче кооперируются с ними для решения групповых задач и успешнее выявляют причинно-следственные связи. Все эти особенности связаны в том числе с одомашниванием собак, которое изменило набор необходимых для выживания навыков.
Алиса Бахарева