Американская компания Lucid Motors представила электрический седан Air, который (в разных версиях) сможет проезжать на одном заряде до 832 километров и пополнять аккумулятор на почти 500 километров езды за 20 минут. Также электромобиль выделяется продвинутой системой помощи водителю (ADAS) с камерами, радарами и фронтальным лидаром. Автомобиль поступит в продажу весной 2021 года по цене от 139 тысяч долларов, а в 2022 году выйдет версия, которая будет стоить менее 80 тысяч.
В области обычных автомобилей с двигателями внутреннего сгорания конкуренция происходит практически исключительно между производителями, которые разрабатывают автомобили несколько десятилетий (исключение составляют только начинающие набирать популярность китайские производители). На рынке электромобилей ситуация иная и многие модели выпускают стартапы, а лидеру рынка — Tesla — нет и 20 лет. Во многом это связано с тем, что электромобили — это молодая отрасль, в которой пока есть мало отработанных технических решений, поэтому относительно небольшая команда талантливых инженеров вполне может создать электромобиль, не уступающий по характеристикам лидерам. К примеру, американская Rivian разработала электропикап с полностью независимыми колесами и лидаром, а Nikola разрабатывает водородно-электрические тягачи и пикапы.
Lucid Motors, которая была основана в 2007 году (тогда компания называлась Atieva), несколько лет назад показывала предварительные версии своего первого электромобиля Air и теперь представила окончательную версию, которая поступит в производство в начале 2021 года. Lucid Air — это четырехдверный седан с кузовом обтекаемой формы. За его движение отвечают два мотора, раздающие усилие на все колеса. Компания утверждает, что это самые мощные двигатели по отношению к их массе и объему среди всех, применяемых в электромобилях. Каждый из моторов развивает мощность до 670 лошадиных сил при массе 74 килограмма. Также у Lucid Air один из самых низких коэффициентов сопротивления формы среди когда-либо производившихся автомобилей — 0,21.
Все это позволило добиться очень большой дальности хода: 832 километра по циклу EPA в одной из версий машины. Кроме того, у Lucid Air будет самая быстрая зарядка среди электромобилей: при 300-киловаттной зарядке прямым током за 20 минут аккумулятор наберет достаточно заряда, чтобы автомобиль проехал 482 километра. Также производитель утверждает, что самая дорогая версия с мощностью 1080 лошадиных сил сможет разгоняться до 60 миль в час (96,6 километра в час) менее чем за 2,5 секунды.
В Lucid Air используется ADAS второго уровня автономности, но компания также утверждает, что технически она готова к будущему обновлению до третьего уровня. Всего в системе используется 32 датчика: радары, камеры, ультразвуковые датчики и один лидар, расположенный в передней части кузова.
Первые две версии будут самыми дорогими (139 и 169 тысяч долларов) и поступят в продажу во втором квартале 2021 года. Затем в конце года компания выпустит более доступную версию ценой 95 тысяч, а в 2022 году начнет продавать версию, которая будет стоить менее 80 тысяч долларов.
Главные конкуренты Lucid Air — это Tesla Model S и представленный в 2019 году Porsche Taycan. Он тоже выделяется скоростными характеристиками (разгон до 100 километров в час занимает 2,8 секунды) и скоростью зарядки (до 80 процентов за 23 минуты).
Григорий Копиев
Также компания рассказала об архитектуре двигателя Symphony
На прошедшем Международном авиакосмическом салоне в Ле-Бурже американская компания Boom Supersonic рассказала о внутренней конструкции своего будущего сверхзвукового самолета Overture — кроме трех основных компьютеров на борту будет находиться резервный четвертый, а топливная система будет изменять центр тяжести воздушного судна в зависимости от дозвукового или сверхзвукового режима полета. Также компания рассказала подробности о разрабатываемом для самолета двигателе Symphony. Компания Boom Supersonic из Колорадо представила концепт пассажирского сверхзвукового самолета Overture в 2016 году. В текущей версии проекта длина фюзеляжа составляет 61 метр, размах крыла 18 метров, а взлетная масса 77 тонн. Самолет оснастят четырьмя двигателями, размещенными в отдельных мотогондолах под крылом. Крыло оживальной формы с дополнительным изгибом вдоль продольной оси фюзеляжа (крыло чайки). В конструкции широко используются композитные материалы для снижения массы и расхода топлива. Overture сможет перевозить от 65 до 80 пассажиров со сверхзвуковой крейсерской скоростью 1,7 Маха на расстояние до 7870 километров без применения форсажного режима двигателей. Специально для самолета разрабатывают двигатель Symphony, который работает на синтетическом топливе. Перед постройкой полноразмерного прототипа самолета компания планирует отработать ряд технологий на прототипе XB-1 Baby Boom — уменьшенной версии самолета с двуместной кабиной. Размах крыла XB-1 составляет 5 метров, а взлетный вес около 6 тонн. В отличие от полноразмерного прототипа, демонстратор имеет только три двигателя в хвостовой части. Выкатка готового прототипа демонстратора технологий произошла в 2020 году, а первый полет планируется в середине 2023 года. На недавно завершившемся Международном аэрокосмическом салоне в Ле-Бурже компания Boom Supersonic отчиталась о текущем прогрессе проекта и представила информацию о ключевых деталях конструкции самолета и двигателя. Например, топливная система Overture позволит контролировать положения центра тяжести за счет перераспределения топлива в зависимости от дозвукового или сверхзвукового режима полета. Она будет полностью совместима с синтетическим топливом, которое планируется использовать для двигателей Symphony. Гидравлическая система получит тройное резервирование. Управлять самолетом будущему экипажу придется с помощью боковых ручек (сайдстики). Помимо трех основных компьютеров, ответственных за управление на борту будет также резервный четвертый. На этапах взлета и посадки для улучшения обзора, которому мешает длинный заостренный нос самолета, будет использоваться вспомогательная видеосистема, входящая в комплекс бортовой авионики. Шасси самолета позволит использовать взлетно-посадочные полосы большинства современных аэропортов. https://www.youtube.com/watch?v=x6hk9ct9rpw Также на выставке представили новую информацию о внутреннем устройстве турбовентиляторного двигателя Symphony. Двигатель без форсажной камеры и имеет среднюю степень двухконтурности. Его оснастят вентилятором диаметром 183 сантиметра. Компрессор и турбина низкого давления имеют по три ступени, а компрессор высокого давления — шесть. Турбина высокого давления одноступенчатая. Максимальная тяга, развиваемая двигателем, составит около 160 килоньютонов. https://www.youtube.com/watch?v=0Vzt5l3DgHg&t=1s Согласно текущим скорректированным планам компании первый полет Overture должен произойти в 2027 году. Получение сертификата типа запланировано в 2029 году. В данный момент продолжается строительство помещений цеха в Северной Каролине, где планируется производить сборку. К самолету проявляют интерес крупные авиаперевозчики. Так, о своих планах на приобретение в общей сложности нескольких десятков Overture уже заявили такие авиакомпании как American Airlines, United Airlines и Japan Airlines. Подробнее о перспективах нового поколения сверхзвуковых самолетов читайте в нашем материале «Включите сверхзвук».