Для понимания речи здоровые дети используют оба полушария мозга, но по мере взросления роль правого постепенно снижается, а вот активность левого — не меняется, и оно занимает доминирующую позицию. Возможно, именно равнозначность работы двух полушарий позволяет детям легче восстанавливаться после черепно-мозговых травм, в ходе которых происходит задержка или потеря речи. К таким выводам пришли неврологи, которые с помощью фМРТ изучали активность мозга при восприятии речи 39 детей и 14 взрослых. Статья опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
Долгое время считалось, что левое полушарие с раннего детства играет ведущую роль в понимании смысла речи, а правое с момента освоения языка начинает специализироваться на несмысловой стороне: просодии, интонации, соотнесении с личным опытом и прочих внеязыковых компонентах. Иная картина наблюдается в клинической практике: травма в любом полушарии в раннем возрасте и последующая гемисферэктомия — полное или частичное удаление одного из полушарий — приводят к задержке, устойчивому нарушению (афазии) или полной потере речи. Поэтому ученые предполагают, что доминирование левого полушария при восприятии речи формируется постепенно в процессе развития и закрепляется гораздо позже, чем в период обучения языку в раннем возрасте. Роль же правого полушария не ясна.
Элисса Ньюпорт (Elissa L. Newport) из Медицинского центра Джорджтаунского университета и ее коллеги изучили активность мозга 39 детей в возрасте от 4 до 13 лет и 14 взрослых 18–29 лет. Все испытуемые были здоровы, правши, носители английского языка и с уровнем интеллекта в норме или выше, а также без каких-либо речевых нарушений.
Эксперимент включал два вида задач, при решении которых исследователи следили за активностью мозга с помощью фМРТ. В одной задаче испытуемые слушали десять коротких предложений с описанием существительных (например, «большое серое животное — слон») и нажимали кнопку, если высказывание было верным. В другой — те же аудиофайлы воспроизводились наоборот, и участники нажимали кнопку, если слышали в конце звуковой сигнал (эта задача позволяла отследить случайные нажатия). Для того, чтобы минимизировать ориентацию испытуемых на просодию при выборе ответа, фразы произносились нейтральной интонацией.
В ходе анализа исследователи выделили четыре возрастные группы: маленькие (4–6 лет, 10 человек), средние (7–9 лет, 14 человек) и старшие (10–13 лет, 15 человек) дети и взрослые (18–29 лет, 14 человек) и сравнили их результаты. Оказалось, у 90 процентов маленьких детей правое полушарие было активно примерно так же, как и левое, а в других группах активность правого снижалась с возрастом. Интересно, что в правом полушарии возбуждались зоны, тождественные речевым центрам левого полушария, в частности, нижние лобные доли и верхняя височная извилина (зона Вернике).
Затем авторы проследили за одинаковыми вокселями активации в областях в правом полушарии при восприятии речи на слух: 50 процентов совпадений обнаружили у маленьких детей, у детей среднего и старшего возраста — 20–40 процентов, а у взрослых их не было вообще. В младшем возрасте, поэтому, правое полушарие вносит самый большой вклад в обработку предложений. Авторы предполагают, что почти равнозначная работа речевых зон двух полушарий позволяет детям легче восстанавливаться после черепно-мозговых травм, повлекших задержку или потерю речи.
Левое же полушарие было активно приблизительно одинаково у трех групп детей и у взрослых. Исходя из этого, ученые сделали вывод, что в процессе развития правое полушарие не передает свои функции в понимании речи левому, а как бы «отключает», и левое начинает работать в одиночку.
Весь собранный материал может стать основой для выделения механизма восстановления после ранней травмы и полного или частичного удаления одного из полушарий. Как показывают предыдущие исследования, грамотно выстроенная система реабилитации позволяет восстановить функции мозга даже при обширной гемисферэктомии.
Екатерина Рощина
Он может стать первым психиатрическим препаратом, назначаемым по биомаркеру
Американские и китайские исследователи провели клинические испытания и выяснили, что экспериментальный антидепрессант лиафензин эффективен для лечения устойчивой к терапии депрессии у пациентов с определенным вариантом гена ANK3. Это первые успешные клинические испытания психиатрического препарата с подбором участников по генетическому биомаркеру. Статья об этом опубликована в журнале JAMA Psychiatry.