Воробьи научили друг друга бесстрашию

Самые распространенные представители настоящих воробьев, домовые воробьи, могут учить друг друга не бояться новых объектов. Это выяснили американские ученые, которые в течение пяти недель клали рядом с кормушками воробьев пластиковые яйца, коктейльные зонтики, колокольчики и другие неизвестные птицам предметы. Боязливые воробьи, помещенные к сородичам, которые новых предметов не боялись, через неделю также переставали бояться и смело подлетали к кормушкам. Статья опубликована в журнале Biology Letters

В естественной среде обитания животным нередко приходится сталкиваться с чем-то новым: например, при поиске пропитания во взрослом возрасте, освоении территорий или появлении хищника. Страх перед новым — неофобия — с одной стороны, может обеспечить животному безопасность, но с другой — сильно ограничить его в ресурсах (например, при том же поиске пропитания).

То, будет ли какой-либо вид избегать неизвестного ему стимула, во многом обеспечивается его физиологическими ограничениями, но у социальных животных на это влияет также и взаимодействие с сородичами, причем как при обучении у родителей, так и при общении во взрослом возрасте. И если с получением навыков и паттернов поведения в юности все довольно понятно (скорее всего, полученные от родителей знания останутся у животного на всю жизнь), то с обучением во взрослом возрасте все чуть менее очевидно.

Изучить этот вопрос на примере социальных домовых воробьев (Passer domesticus) решили ученые под руководством Тоши Келли (Tosha Kelly) из Университета штата Луизина. В их исследовании приняли участие 24 воробья (12 самок и 12 самцов): перед началом экспериментов птиц держали в индивидуальных клетках 8-10 недель, чтобы они привыкли к жизни в неволе. Также каждую птицу отгородили от сородичей: друг друга они не видели (так ученые ограничили погрешности в обучении), но могли слышать.

За ночь до эксперимента ученые опустошали кормушку птиц, а утром заново наполняли ее. Рядом с кормушкой ученые вешали новый, неизвестный для птицы объект (среди них — пластиковое фиолетовое яйцо, коктейльный зонтик и золотые колокольчики), а затем следили за ее реакцией по видео: в частности, рассчитывали время, которое понадобится птице, чтобы подойти к корму (в контрольном условии никаких предметов не использовали).

Всего эксперименты длились пять недель. В первую неделю птиц пускали к кормушкам и предметам рядом с ним по одному. Во вторую неделю ученые определили птиц, которым в среднем нужно было либо больше, либо меньше времени, чтобы добраться до корма, и разделили их на пары, поместив в одну и ту же клетку на три дня. В третью неделю эксперимент повторили, но уже для пар птиц: либо контрольных пар, каждая особь в которых одинаково быстро подбиралась к кормушке с неизвестным объектом, либо пар, где одна птица боялась новых объектов либо больше, либо меньше, чем другая. Всю четвертую неделю птицы снова жили в индивидуальных клетках, а в пятую неделю ученые повторили эксперимент для каждой особи по отдельности.

Присутствие незнакомого объекта значительно (p < 0,001) увеличивало время, за которое птицы добирались до корма в первую неделю. Птица с такой же боязнью нового объекта никак не влияла на то, будет ли ее партнер бояться больше или меньше. В том случае, если партнер птицы боялся нового предмета сильнее, она быстрее (p < 0,001) подбегала к кормушке — но только когда они были вместе, а не когда их разделили. Напротив, когда птицу подсаживали к партнеру, который боялся нового объекта меньше, ей нужно было больше времени, чтобы решиться подойти к кормушке, но только когда они были вместе: когда их разделили, птица добиралась до кормушки с неизвестным рядом предметом быстрее (p = 0,02).

Ученые, таким образом, подтвердили, что домовые воробьи в действительности могут обучаться друг у друга не бояться нового объекта. В случае, когда они находятся рядом с более бесстрашной птицей, которая подлетает к кормушке первой, они остерегаются и не подлетают следом, по-видимому думая, что не могут составить конкуренцию. При этом у той же птицы они учатся тому, что зонтик или яйцо рядом с кормушкой опасности не представляют, и в одиночестве уже смело подлетают покормиться.

А еще учатся разному у сородичей расписные малюры: они могут связать вид хищника с сигналом об опасности от сородича — и в дальнейшем будут этих сигналов опасаться. Примерно то же самое делают галки: так они учатся друг у друга опасаться конкретных людей.

Обитающий в термитниках жук превратил брюшко в фальшивого термита