Ученые напугали водоплавающих птиц дроном

Птицы, сбивающиеся в многочисленные стаи, больше боятся пролетающих мимо дронов, чем те, которые сбиваются в стаи поменьше. Это выяснили британские ученые, которые следили за тем, как водоплавающие птицы сбегают от квадрокоптера DJI у берегов Шотландии. Дрон, таким образом, — не лучший способ посчитать особей в популяциях птиц, пишут ученые в Bird Study.

Сейчас коммерчески доступные дроны все чаще используют для изучения животных в естественной среде обитания: с помощью камеры на борту можно, например, посчитать коал или даже взвесить гладкого кита (впрочем, также с помощью камеры). Тем не менее, использование любой техники, а в особенности — дронов, большинство из которых очень шумные, может спугнуть животное и саботировать сбор данных.

Поэтому очень важно заранее знать, с какими трудностями могут столкнуться зоологи, которые пользуются дронами. Касается это, например, изучения птиц: представители некоторых видов могут быть очень пугливы. Выяснить, насколько в действительности птицы в своей естественной среде боятся дронов, решили ученые под руководством Элизабет Хамфрис (Elizabeth Humphreys) из Стерлингского университета. Они сосредоточились на водоплавающих птицах, обитающих у берегов Шотландии.

Для исследования ученые выбрали доступный квадрокоптер DJI Phantom Drone 2 с прикрепленной к нему камерой GoPro. Дрон запускали на высоту 30 метров и отправляли к стаям на скорости 2–3 километра в час с начального расстояния в 100 метров от птиц: как только квадрокоптер подлетал к стае, его удерживали над ней на протяжении 20 секунд.

Всего ученые провели 101 тест в октябре 2016 года: по видеозаписям они восстанавливали данные о численности популяции, видовой принадлежности, а также реакции птиц (нет реакции, повороты головы, побег или отлет) и максимальное расстояние, на которое дрон мог к ним подобраться. Всего ученым удалось проследить за представителями 15 разных видов птиц: среди них — большой кроншнеп (Numenius arquata), короткоклювых гуменник (Anser brachyrhynchus) и кряква (Anas platyrhynchos).

Исследователи обнаружили корреляцию между количеством особей в стае и тем, испугаются ли они подлета дрона (p < 0,001): чем больше птиц было в стае, тем больше была вероятность того, что птицы улетят от дрона подальше. По словам ученых, в многочисленных стаях выше вероятность того, что какая-то одна птица заметит дрон, испугается его и поднимет панику — и за ней полетят все остальные. Авторы также заключили, что дрон непригоден для подсчета и исследования птиц, по крайней мере — не в тех местностях, где редко встречаются люди. Напротив, живущие рядом с людьми птицы дрона могут и не испугаться.

Стоит отметить, что пугливость птиц при встрече с дронами можно использовать и во благо, как это сделали, например, ученые два года назад: они научили пару коптеров автономно отгонять стаи от аэропортов.

Врачи извлекли из мозга австралийки паразитического червя питонов