Ученые остановили образование шрамов и запустили регенерацию поврежденных тканей мыши с помощью имиквимода — вещества, которое запускает воспаление. Оказалось, что имиквимод действует через болевые TRPA-рецепторы и клетки врожденного иммунитета. Авторы статьи, опубликованной в журнале Science Immunology, предполагают, что агонисты TRPA-рецепторов помогут заживлять раны и у людей.
Заживление ран может происходить двумя путями: повреждение либо закрывается рубцовой соединительной тканью и формируется шрам, либо происходит полноценная регенерация тканей. Во втором случае восстанавливаются все типы клеток ткани и ее структурная организация, а на заживленном участке появляются волосяные фолликулы и железы.
Ученые ищут способы направить заживление тканей по пути полноценной регенерации и уменьшить образование шрамов, и одним из важных активаторов регенерации считают воспалительный процесс. Поэтому группа ученых из США под руководством Томаса Люна (Thomas Leung) из Медицинской школы при Университете Пенсильвании предположила, что заживление ран может ускорить имиквимод — вещество, которое запускает воспаление (его используют для лечения рака кожи или бородавок). Крем с имиквимодом наносили на уши мышей, в которых проделывали дырки диаметром два миллиметра.
Раны животных, уши которых мазали имиквимодом, затягивались полностью уже через месяц после повреждения, тогда как у контрольных животных (им наносили обычный крем) диаметр раны уменьшался лишь в два раза. Имиквимод стимулировал образование на месте дырки полноценной кожи (с волосяными фолликулами, потовыми железами и подкожным жиром) и даже формирование хряща, а у контрольной группы на месте раны появлялся шрам. Интересно, что повреждение затягивалось быстрее, даже если мазали второе, целое ухо мыши, а эффект был наиболее заметным, если крем начинали наносить за пять дней до того, как проделывали отверстие.
Имиквимод действует на различные рецепторы, и, чтобы понять, какой из путей способствует регенерации, ученые повреждали и лечили уши мышей, нокаутных по генам разных рецепторов. Имиквимод ускорял заживление ран у всех мышей, кроме тех, у кого не было рецепторов TRPA1 — ионных каналов, которые опосредуют болевую чувствительность. У мышей без TRPA1 дырки реже зарастали полностью, а вместо полноценной ткани на месте раны появлялся шрам.
Исследователи выяснили, что TRPA1-рецепторы запускают воспаление через следующую цепочку сигналов: стимулируют дендритные клетки кожи, те выделяют интерлейкин 23, а тот активирует T-клетки типа γδ, которые выделяют интерлейкины 17 и 22 и запускают воспалительный ответ. Выключение любого из этих этапов нарушало регенерацию тканей, а после введения интерлейкина 23 имиквимод ускорил заживление ран даже у мышей без TRPA1.
Ученые предлагают использовать крем с имиквимодом или другие агонисты TRPA1-рецепторов для заживления ран людей. Однако перед тем, как внедрять такой подход в медицинскую практику, необходимо провести стандартный ряд клинических испытаний.
Имиквимоду не впервые находят новые способы применения: кроме лечения бородавок и рака кожи, вещество предложили использовать для усиления иммунного ответа на вакцину у пожилых людей. А еще с помощью имиквимода ученые замедлили движение мышиных сперматозоидов с X-хромосомой и получили потомство, в котором почти не было самок.
Алиса Бахарева
Однако точный диагноз эксперты установят позже
Американский подросток скончался после того, как съел одну чипсину, посыпанную специями из двух самых острых перцев — каролинского жнеца и Naga Viper. Как сообщает издание The New York Times, ссылаясь на слова матери погибшего, она забрала его из школы, поскольку он жаловался на боль в животе. 14-летний мальчик рассказал, что съел одну чипсину из тортильи от компании Amplify Snack Brands. Мать отвезла сына домой, но примерно через два часа он потерял сознание. Его экстренно доставили в больницу, где он скончался. Женщина сообщила, что у ребенка не было никаких сопутствующих хронических заболеваний. Результатов судебно-медицинской экспертизы придется ждать около трех месяцев, однако мать ребенка уверена, что причиной смерти стала очень острая чипсина.