Люди охотнее заступаются за роботов при жестоком обращении с ними, если в это время другие роботы выражают грусть, рассказали ученые на Международной конференции по взаимодействию роботов и людей (ACM/IEEE). Использование эмоциональных роботов-свидетелей, считают исследователи, поможет защитить роботов от враждебности людей и снизить частоту поломок. Статья доступна в материалах конференции.
Взаимодействие роботов с людьми часто похоже на настоящие социальные контакты. Однако часто люди проявляют к роботам враждебность: нападают, а иногда и бьют. Ученые из Йельского университета под руководством Джо Коннолли (Joe Connolly) предположили, что защитить роботов от человеческой агрессии может «сочувствие» других роботов. Раз взаимодействия человека и робота похожи на отношения между людьми, то эмоции роботов могут пробудить в людях эмпатию и подтолкнуть их заступиться.
Чтобы проверить это предположение, ученые провели следующий эксперимент. Один из 30 добровольцев вместе с актером (тот изображал такого же добровольца) должны были собрать несколько фигур из цветных блоков. Помогали им в этом три небольших робота (Anki Cozmo Robot), и один из них совершал несколько ошибок — подавал неправильный блок или ронял детали на пол. В ответ на это актер показательно злился на робота: тряс его, опускал его голову (дисплей с глазами) или с силой бросал на стол. После этого робот издавал жалобный звук, а глаза на дисплее менялись на грустные. Другие два робота либо подъезжали ближе и реагировали также (актер комментировал «смотрите, они ему сочувствуют»), либо ничего не делали.
Исследователи проверяли три гипотезы: что сочувствие других роботов пробудит в участниках большую эмпатию; что если другие роботы проявляют грусть, обращение актера покажется добровольцам более жестоким; что в условии с сочувствующими роботами добровольцы чаще будут вмешиваться в действия актера — останавливать его словами или жестами или же просто выражать беспокойство.
Часть участников действительно заступалась за роботов: люди просили актера остановиться, восклицали, например, «Неет!» и «Ты его обижаешь!» и брали робота в руки. Если другие роботы «сочувствовали» своему товарищу, участники вмешивались значительно чаще (p<0,05).
В опросе после эксперимента добровольцы отмечали, что актер плохо обращался с роботом: в среднем они оценили жестокость обращения на 5,46 балла по шкале от 1 до 7, и оценка не отличалась в двух экспериментальных условиях (с сочувствующими или нейтральными роботами). Чем больше участникам не нравилось, как актер обращался с роботом, тем грустнее им было наблюдать за издевками и тем больше хотелось заступиться за робота (p<0,05). В целом, вопреки первоначальной гипотезе, на эмоциональную оценку происходящего сочувствие других роботов не повлияло.
Хотя две из трех гипотез не подтвердились, ученым удалось продемонстрировать, что реакция роботов может влиять на взаимодействие между людьми, а групповое поведение роботов подталкивает людей заступаться при жестоком обращении с ними. В будущих работах предстоит выяснить механизмы и причины таких взаимодействий.
Люди не только сочувствуют, но и доверяют роботам, даже если те совершают ошибки. К такому выводу пришли ученые после эксперимента с «роботом-проводником» — тот был сломан и давал участникам эксперимента странные указания, но в чрезвычайной ситуации те все равно его послушались.
Алиса Бахарева
Управлять им может один человек
Инженеры из немецкого стартапа FORMIC Transportsysteme разработали полуавтоматическую систему для транспортировки тяжелых крупногабаритных грузов. Ее основной компонент — шестиколесные роботизированные платформы, каждая из которых способна перевозить на себе до 2,5 тонн груза. Несколько робоплатформ могут объединяться в единую группу с грузоподъемностью до 37,5 тонн, автоматически отслеживая и синхронизируя движения между собой, сообщает New Atlas. При поддержке Angie — первого российского веб-сервера Когда в ограниченном пространстве производственного цеха требуется переместить объект, который имеет большие габариты и массу (крупногабаритный станок или другое тяжелое промышленное оборудование), то в такелажных работах задействуют подкатные роликовые системы перемещения. Они представляют собой отдельные небольшие тележки на роликах с плоской опорой для груза сверху. Несколько тележек подкатываются под груз и каждая принимает часть общей массы на себя. Однако существенным минусом такого подхода остается необходимость вручную контролировать дальнейшее перемещение груза. Инженеры из стартапа FORMIC Transportsysteme, созданного на базе Технологического института Карлсруэ, разработали роботизированный вариант подкатных платформ, с помощью которых можно автоматизировать процесс перемещения массивных крупногабаритных грузов. Каждая платформа представляет собой отдельного самодвижущегося робота на шести колесах — по три с каждой стороны. Благодаря такой конструкции робоплатформа способна двигаться вперед, назад, разворачиваться на месте, а также преодолевать небольшие неровности, встречающиеся на пути. https://www.youtube.com/watch?v=6JOdteRghJg Самостоятельно каждая платформа системы может перемещать на себе груз массой до 2,5 тонн и может поднимать грузы, расположенные на минимальной высоте от пола около 25 мм. Отдельные платформы способны объединяться в группу и действовать совместно как единое целое. В этом случае модули отслеживают и синхронизируют свое взаимное положение и перемещение с помощью встроенных видеокамер, а также обмениваясь радиосигналами. Управляет системой оператор с помощью пульта с джойстиками, на экране которого отображается текущее положение всех модулей, а также их взаимная ориентация относительно друг друга. К примеру, можно заставить платформы повернуть груз на месте вокруг вертикальной оси, проходящей через выбранную оператором точку. Для того чтобы выполнить эту команду, все составляющие группу модули автоматически разворачиваются на месте на нужные углы таким образом, чтобы их совместное движение в результате приводило к повороту установленного на них объекта вокруг заданной точки. Благодаря этому можно совершать точные маневры с грузом в ограниченном пространстве. https://www.youtube.com/watch?v=sKYYZj0_y0g На данный момент максимальное возможное число модулей в рое ограничено пятнадцатью из соображений безопасности управления ими, но в будущем количество может быть увеличено. Общая грузоподъемность пятнадцати робоплатформ составляет 37,5 тонн, однако, по словам разработчиков, для большинства работ будет достаточно трех, а управлять перемещением груза может один человек. Старт продаж системы должен начаться в этом году. А вот если груз упакован в контейнеры массой не более 25 килограмм, то не исключено, что работу с таким грузом в недалеком будущем можно будет доверить человекоподобному роботу Apollo, разрабатываемому американской компанией Apptronik. Несмотря на то, что Apollo позиционируется как робот общего назначения, на первое время его основной деятельностью должна стать работа с грузами на складах и в производственных помещениях.