Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (Роспечать)

Грустные роботы-свидетели побудили людей заступиться за обиженного робота

Joe Connolly et al. / Proceedings of the 2020 ACM/IEEE International Conference on Human-Robot Interaction, 2020

Люди охотнее заступаются за роботов при жестоком обращении с ними, если в это время другие роботы выражают грусть, рассказали ученые на Международной конференции по взаимодействию роботов и людей (ACM/IEEE). Использование эмоциональных роботов-свидетелей, считают исследователи, поможет защитить роботов от враждебности людей и снизить частоту поломок. Статья доступна в материалах конференции.

Взаимодействие роботов с людьми часто похоже на настоящие социальные контакты. Однако часто люди проявляют к роботам враждебность: нападают, а иногда и бьют. Ученые из Йельского университета под руководством Джо Коннолли (Joe Connolly) предположили, что защитить роботов от человеческой агрессии может «сочувствие» других роботов. Раз взаимодействия человека и робота похожи на отношения между людьми, то эмоции роботов могут пробудить в людях эмпатию и подтолкнуть их заступиться.

Чтобы проверить это предположение, ученые провели следующий эксперимент. Один из 30 добровольцев вместе с актером (тот изображал такого же добровольца) должны были собрать несколько фигур из цветных блоков. Помогали им в этом три небольших робота (Anki Cozmo Robot), и один из них совершал несколько ошибок — подавал неправильный блок или ронял детали на пол. В ответ на это актер показательно злился на робота: тряс его, опускал его голову (дисплей с глазами) или с силой бросал на стол. После этого робот издавал жалобный звук, а глаза на дисплее менялись на грустные. Другие два робота либо подъезжали ближе и реагировали также (актер комментировал «смотрите, они ему сочувствуют»), либо ничего не делали.

Исследователи проверяли три гипотезы: что сочувствие других роботов пробудит в участниках большую эмпатию; что если другие роботы проявляют грусть, обращение актера покажется добровольцам более жестоким; что в условии с сочувствующими роботами добровольцы чаще будут вмешиваться в действия актера — останавливать его словами или жестами или же просто выражать беспокойство.

Часть участников действительно заступалась за роботов: люди просили актера остановиться, восклицали, например, «Неет!» и «Ты его обижаешь!» и брали робота в руки. Если другие роботы «сочувствовали» своему товарищу, участники вмешивались значительно чаще (p < 0,05).

В опросе после эксперимента добровольцы отмечали, что актер плохо обращался с роботом: в среднем они оценили жестокость обращения на 5,46 балла по шкале от 1 до 7, и оценка не отличалась в двух экспериментальных условиях (с сочувствующими или нейтральными роботами). Чем больше участникам не нравилось, как актер обращался с роботом, тем грустнее им было наблюдать за издевками и тем больше хотелось заступиться за робота (p < 0,05). В целом, вопреки первоначальной гипотезе, на эмоциональную оценку происходящего сочувствие других роботов не повлияло.

Хотя две из трех гипотез не подтвердились, ученым удалось продемонстрировать, что реакция роботов может влиять на взаимодействие между людьми, а групповое поведение роботов подталкивает людей заступаться при жестоком обращении с ними. В будущих работах предстоит выяснить механизмы и причины таких взаимодействий.

Люди не только сочувствуют, но и доверяют роботам, даже если те совершают ошибки. К такому выводу пришли ученые после эксперимента с «роботом-проводником» — тот был сломан и давал участникам эксперимента странные указания, но в чрезвычайной ситуации те все равно его послушались.

Алиса Бахарева

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.