Масштабное снижение численности насекомых обошло США стороной

Энтомологи не обнаружили признаков масштабного снижения численности насекомых на территории США. Проанализировав многолетние ряды данных, собранные в 12 экорегионах по всей стране, они пришли к выводу, что сокращение одних популяций насекомых компенсировалось ростом других. Это противоречит выводам, сделанным в Европе — там в последние годы зарегистрировано серьезное снижение биомассы насекомых. Данные из США обнадеживают, однако авторы на страницах статьи в журнале Nature Ecology & Evolution призывают продолжать мониторинг и принимать меры по охране отдельных уязвимых видов и экосистем.

В последние годы ученые по всему миру сообщают о быстром сокращении численности насекомых. Согласно одному из исследований, общая биомасса представителей этой группы ежегодно снижается на 2,5 процента. Тревожнее всего выглядит ситуация в некоторых европейских странах: например, в национальных парках Германии летающих насекомых всего за три десятилетия стало меньше на 76 процентов. Причины проблемы пока не до конца ясны, однако ее последствия могут сказаться на целых экосистемах.

Лучше всего падение численности насекомых задокументировано в Европе, где развито интенсивное сельское хозяйство и высока плотность населения. Однако ситуация на других континентах, например, в Северной Америке, изучена намного хуже.

Заполнить этот пробел решила команда специалистов во главе с Майклом Кроссли (Michael S. Crossley) из Университета Джорджии. Они проанализировали данные многолетнего мониторинга численности различных групп насекомых (и некоторых других членистоногих), собранные в 12 экологических регионах США, от Аляски до пустынь Нью-Мексико. Исследовательские площадки располагались как в охраняемых зонах, так и на территориях, сильно измененных человекам — например, в городах и на фермах. Особенное внимание авторы уделили сельскохозяйственным землям на Среднем Западе.

Продолжительность сбора данных на отдельных участках была различной. На некоторых он начался еще в 1970-1980 годах и продолжается до сих пор. На других временные ряды были более короткими.

Сопоставив все полученные цифры, исследователи не обнаружили признаков полномасштабного падения численности насекомых в США. На отдельных участках некоторые группы видов становились более редкими, однако это компенсировалось ростом популяций на других территориях. Сокращение количества насекомых было отмечено на 32 процентах из 5375 временных рядов. Еще на 24 процентах зафиксирован рост численности, а на 43 процентах значимые изменения не зарегистрированы.

В целом в 12 экорегионах США популяции насекомых оставались относительно стабильными. Эти результаты сохранились, когда авторы отдельно рассчитали изменения численности водных и наземных насекомых, а также растительноядных, хищных и всеядных.

Полученные результаты обнадеживают. Тем не менее авторы отмечают важность мониторинга численности насекомых и охраны наиболее уязвимых групп. В первую очередь это касается видов, которые оказывают основополагающие экосистемные услуги — например, опылителей. Численность многих из них сокращается. Кроме того, особое внимание следует уделить экосистемам, которые уже пострадали от деятельности человека, например, прериям.

В Германии, где признаки падения численности насекомых очевидны, власти готовы пойти на радикальные меры ради сохранения экосистем. Местное министерство окружающей среды планирует отказаться от включения прожекторов в городах на ночь в течение 10 месяцев в году, а также существенно ограничить применение инсектицидов.

Птицы научились использовать лапы вместо рук благодаря древесному образу жизни предков