Черные носороги оказались предрасположены к избыточному накоплению железа в органах и тканях. В неволе это приводит к развитию воспаления и окислительного стресса, которые в свою очередь усиливают нарушения обмена железа. Как отмечается в статье для журнала PLoS ONE, чтобы черные носороги в неволе оставались здоровыми, необходимо строго следить за их диетой и устраивать профилактические кровопускания.
Черные носороги (Diceros bicornis) относятся к числу видов на грани полного исчезновения. Основной угрозой для них остается браконьерство ради добычи рогов, которым в восточной медицине приписывают целебные свойства. В попытке спасти этот вид специалисты предпринимают огромные усилия. Часть из них направлена на сохранение диких популяций, а часть — на разведение черных носорогов в зоопарках.
К сожалению, в неволе эти звери часто болеют. Многие особи страдают от заболеваний, которые никогда не встречаются ни у их диких сородичей, ни у представителей близкого вида — белых носорогов (Ceratotherium simum). К числу самых распространенных из них относится гемохроматоз — избыточное накопление железа в организме.
Зоологам и ветеринарам неизвестно, почему зоопарковские черные носороги отличаются таким слабым здоровьем. Разобраться в этом вопросе решила команда исследователей во главе с Анэ Пуйве (Hanae Pouillevet). Они предположили, что у черных носорогов существует связь между гемохроматозом, воспалением и окислительным стрессом. Чтобы подтвердить эту гипотезу, ученые проанализировали образцы крови, взятые у 15 черных и 29 белых носорогов из различных европейских зоопарков.
Сравнение показало, что концентрация железа в сыворотке крови черных носорогов достоверно выше, чем у белых (p < 0,01). Эти результаты коррелировали с более значительными значениями маркеров воспаления и окислительного стресса у этого вида, включая активность аспартатаминотрансферазы (АСТ), гамма-глутамилтрансферазы (ГГТ) и креатинкиназы (КК).
По мнению авторов, черные носороги предрасположены к избыточному накоплению железа. На его фоне развиваются воспаление и окислительный стресс, которые, в свою очередь, дополнительно нарушают обмен железа. В результате прогрессирует не только гемохроматоз, но и побочные заболевания типа фиброза органов.
Таким образом, предрасположенность вида к накоплению железа в тканях и органах может быть причиной целого спектра проблем со здоровьем, с которыми черные носороги сталкиваются в неволе. Чтобы избежать их, исследователи предлагают ряд профилактических мер, включая диету с пониженным содержанием железа и регулярное терапевтическое кровопускание.
Белые носороги считаются более благополучным видом, чем черные. Однако северный подвид оказался на грани полного вымирания: после смерти последнего самца в живых остались лишь две самки. В отчаянно попытке спасти вид зоологи успели заморозить сперму самцов и теперь пытаются использовать ее для искусственного оплодотворения. Как стало известно в начале этого года, в результате удалось получить по меньшей мере три жизнеспособных эмбриона.
Сергей Коленов
Это напоминает игровое поведение
Исследователи из Германии поместили дрозофил в арену с вращающимся диском и обнаружили, что небольшая часть мух проводит на этом диске какое-то время и, возможно, получает удовольствие от вращения. Такое поведение очень похоже на игровое, однако его нейронные корреляты еще предстоит изучить. Препринт опубликован на bioRxiv.org. Люди и нечеловеческие животные любят играть. Причем не только млекопитающие: игровое поведение замечали у птиц, гекконов и даже рыб. Игровое поведение отличается от любого другого: оно должно не иметь отношения к выживанию, быть произвольным и преднамеренным, повторяющимся, но не стереотипным, и происходить не в условиях стресса. Не так давно исследователи обнаружили, что играют даже беспозвоночные — шмели без всякой практичной цели катали деревянные шарики, а у бумажных ос и пауков замечали социальную игру. Однако игра беспозвоночных, которую ученым удалось зафиксировать, была ограничена взаимодействием с сородичами или предметами. Теперь Тельман Трифон (Tillman Triphan) и Вольф Хюттерот (Wolf Huetteroth) из Лейпцигского университета обнаружили, что плодовые мушки дрозофилы (Drosophila melanogaster) не прочь покрутиться на вращающемся диске. И это уже другой тип игры, если такое поведение все-таки можно назвать игрой. Самцов дрозофил (112 штук) поместили в экспериментальную арену, где у них был свободный доступ к пище и постоянно вращающийся диск на уровне пола. Мухи могли запрыгивать на этот диск или, наоборот, избегать его, или же игнорировать. Контрольных мух (194 штуки) в свою очередь поместили в такую же арену, где диск не вращался. Несколько дней за мухами наблюдали, не вмешиваясь. Поскольку дрозофилы могли сами решать, залезать на диск или нет, это отличалось от вынужденного пассивного движения, которое вызывает у мух стресс. Большинство дрозофил (60 штук) проигнорировало вращающийся диск — они не избегали его, но и не выражали большого интереса. Еще 18 дрозофил избегали вращающегося диска и большую часть времени провели за едой. Однако общая продолжительность времени, которое мухи провели на диске, было выше, когда диск вращался. Небольшое подмножество мух (10 штук) более 5 процентов времени сидело на диске и чаще возвращались на него, если покидали. Тогда исследователи поместили на арену два диска, которые вращались попеременно по 5 минут. В итоге 33 мухи, которые проводили больше времени на диске в прошлом испытании, здесь перемещались с диска на диск — чтобы покрутиться. То есть они намеренно и неоднократно садились на крутящийся диск, и, таким образом, стало ясно, что вращение им нравится. Возможно, такое вращение каким-то образом улучшает проприорецепцию дрозофил (то есть чувство собственного тела) и сенсомоторный контроль. Однако требуются дальнейшие исследования, чтобы выяснить, какая нейронная активность за этим стоит. Недавно ученые Великобритании обнаружили, что некоторые обезьяны кружатся на веревках до головокружения — и, видимо, получают от этого удовольствие.