Полосатые мангусты, появившиеся на свет в результате близкородственного скрещивания, реже участвуют в заботе о потомстве. Хотя помощь взрослых особей значительно повышает шансы инбредных детенышей на выживание, сами они потом неохотно остаются с малышами в норах и редко сопровождают их во время поисков пищи. Таким образом, отмечается в статье для журнала Ecology Letters, альтруистическое поведение не может полностью компенсировать негативные последствия инбридинга.
Большинство животных стараются избегать близкородственного скрещивания, поскольку оно отрицательно сказывается на здоровье потомства. Например, длиннохвостые синицы (Aegithalos caudatus) узнают детей и родителей по голосу и не спариваются с ними.
Тем не менее у некоторых видов, которые ведут коллективный образ жизни, близкородственное скрещивания происходит регулярно. Ученые предполагают, что негативные последствия подобного поведения компенсируются у них сильным развитием альтруизма. Дело в том, что у каждой особи в такой группе много общих генов с сородичами, что делает помощь им выгодной с генетической точки зрения. В первую очередь это касается заботы о чужих детенышах.
Гипотеза о связи близкородственного скрещивания с альтруизмом кажется логичной, однако ей не хватает твердых подтверждений. Найти их решила команда специалистов во главе с Хейзел Николс (Hazel J. Nichols) из Университета Суонси.
В качестве объекта исследования они выбрали полосатых мангустов (Mungos mungo). Эти мелкие хищники из африканских саванн живут группами по 15-20 особей без строгой иерархии, которые состоят в основном из родственников. В размножении участвуют многие члены группы, причем часть пар включает отцов и дочерей или полных братьев и сестер. Согласно расчетам, плодами таких союзов являются около девяти процентов детенышей. Они слабее сородичей и хуже размножаются, однако их выживаемость при этом не снижена.
Ученые проанализировали информацию о поведении и родственных связях полосатых мангустов, которую в течение 21 года собирали в Национальном парке королевы Елизаветы в Уганде. Здесь расположена модельная территория, где постоянно обитает 10-12 семейных групп этих млекопитающих (в общей сложности около 200 особей). В анализ включили записи о 2023 часах наблюдений за мангустами и о генетических связях 1125 особей.
Для полосатых мангустов характерны два вида заботы о потомстве, в том числе чужом: взрослые особи могут оставаться с маленькими детенышами в норе или сопровождать в поисках корма, когда они немного подрастут. Команда сосредоточилась на второй форме поведения.
Оказалось, что забота со стороны сородичей положительно сказывается на весе и выживаемости инбредных детенышей. Без сопровождения до возраста в 90 дней доживает лишь четверть таких малышей. Однако помощь взрослых повышает эту цифру до трех четвертей — уровня, который характерен для нормальных детенышей. Тем не менее вопреки ожиданиям исследователей, инбредные детеныши не получают от взрослых больше внимания, чем обычные.
Благодаря помощи сородичей негативный эффект инбридинга на детенышей заметно снижается (хотя и не исчезает полностью). Однако, когда такие малыши вырастают, сами они неохотно участвуют в заботе о потомстве. Наблюдения показали, что инбредные особи обоих полов с меньшей вероятностью остаются с детенышами в норах, а инбредные самцы реже сопровождают их во время поисков пищи. Учитывая, что юные мангусты получают две трети заботы от самцов, это существенное снижение.
Авторы делают вывод, что альтруистичное поведение, которое возникает в результате родственного отбора, действительно снижает негативные последствия инбридинга. Тем не менее оно не может компенсировать их полностью: так, низкий уровень заботы о потомстве, который демонстрируют инбредные особи, снижает приспособленность всей группы.
Скорее всего, существуют и иные механизмы, которые поддерживают высокий уровень близкородственного скрещивания в популяциях полосатых мангустов. По мнению авторов, это может быть низкая выживаемость особей, которые покидают родную группу. В результате им выгоднее оставаться в семье, пусть это и может привести к созданию пары с близкими родственниками.
Поведение полосатых мангустов давно оказалось в центре внимания ученых. Только за последние годы им удалось выяснить, что среди этих хищников есть «мачо» и альтруисты, а тяжелое детство повышает их шансы на долгую жизнь. Кроме того, у мангустов обнаружились зачаточные признаки культуры: молодые особи у них перенимают привычки опекунов.
Сергей Коленов
Это напоминает игровое поведение
Исследователи из Германии поместили дрозофил в арену с вращающимся диском и обнаружили, что небольшая часть мух проводит на этом диске какое-то время и, возможно, получает удовольствие от вращения. Такое поведение очень похоже на игровое, однако его нейронные корреляты еще предстоит изучить. Препринт опубликован на bioRxiv.org. Люди и нечеловеческие животные любят играть. Причем не только млекопитающие: игровое поведение замечали у птиц, гекконов и даже рыб. Игровое поведение отличается от любого другого: оно должно не иметь отношения к выживанию, быть произвольным и преднамеренным, повторяющимся, но не стереотипным, и происходить не в условиях стресса. Не так давно исследователи обнаружили, что играют даже беспозвоночные — шмели без всякой практичной цели катали деревянные шарики, а у бумажных ос и пауков замечали социальную игру. Однако игра беспозвоночных, которую ученым удалось зафиксировать, была ограничена взаимодействием с сородичами или предметами. Теперь Тельман Трифон (Tillman Triphan) и Вольф Хюттерот (Wolf Huetteroth) из Лейпцигского университета обнаружили, что плодовые мушки дрозофилы (Drosophila melanogaster) не прочь покрутиться на вращающемся диске. И это уже другой тип игры, если такое поведение все-таки можно назвать игрой. Самцов дрозофил (112 штук) поместили в экспериментальную арену, где у них был свободный доступ к пище и постоянно вращающийся диск на уровне пола. Мухи могли запрыгивать на этот диск или, наоборот, избегать его, или же игнорировать. Контрольных мух (194 штуки) в свою очередь поместили в такую же арену, где диск не вращался. Несколько дней за мухами наблюдали, не вмешиваясь. Поскольку дрозофилы могли сами решать, залезать на диск или нет, это отличалось от вынужденного пассивного движения, которое вызывает у мух стресс. Большинство дрозофил (60 штук) проигнорировало вращающийся диск — они не избегали его, но и не выражали большого интереса. Еще 18 дрозофил избегали вращающегося диска и большую часть времени провели за едой. Однако общая продолжительность времени, которое мухи провели на диске, было выше, когда диск вращался. Небольшое подмножество мух (10 штук) более 5 процентов времени сидело на диске и чаще возвращались на него, если покидали. Тогда исследователи поместили на арену два диска, которые вращались попеременно по 5 минут. В итоге 33 мухи, которые проводили больше времени на диске в прошлом испытании, здесь перемещались с диска на диск — чтобы покрутиться. То есть они намеренно и неоднократно садились на крутящийся диск, и, таким образом, стало ясно, что вращение им нравится. Возможно, такое вращение каким-то образом улучшает проприорецепцию дрозофил (то есть чувство собственного тела) и сенсомоторный контроль. Однако требуются дальнейшие исследования, чтобы выяснить, какая нейронная активность за этим стоит. Недавно ученые Великобритании обнаружили, что некоторые обезьяны кружатся на веревках до головокружения — и, видимо, получают от этого удовольствие.