Юные мангусты переняли привычки своих опекунов

Британские биологи провели изотопный анализ вибрисс полосатых мангустов (Mungos mungo) с целью изучить факторы, влияющие на выбор конкретного места охоты отдельных особей. Оказалось, что выбор определенной ниши влияют не генетические, а культурные факторы: юные мангусты не наследуют поведение при охоте, а перенимают его от воспитавших их опекунов. Статья опубликована в журнале Current Biology.

Полосатые мангусты, хищные млекопитающие из семейства мангустовых, также известные как мунго или зебровые мангусты, живут в группах среднего размера (15-20 особей) без строгой иерархии. Детеныши мангустов первый месяц жизни проводят в подземных норах, после чего вылезают и следующие два месяца учатся добывать пищу под строгим присмотром взрослого опекуна. Опекуны нередко бывают генетически не связаны со своими подопечными: формирование такой пары мангустов происходит случайно.

Чаще всего юный мангуст находится под присмотром одного опекуна и выходит на охоту с ним, однако иногда число взрослых спутников может доходить и до четырех. Тем не менее, повзрослев, мангуст следует определенному паттерну поведения при охоте, отдавая предпочтение одной экологической нише. Из-за этого до сих пор не ясно, какие факторы — генетические или же внешние (в данном случае — культурно-обусловленные) — влияют на формирование поведения животного при охоте.

Изучить это решили биологи под руководством Кэтрин Шеппард (Catherine Sheppard) из Эксетерского университета, под наблюдением которых оказались 10 небольших колоний мангустов, проживающих на территории полуострова Мвея (Уганда). Ученые собрали данные о детенышах (их было 762), их опекунах (количестве и генетическом родстве) и настоящих родителях. Большинство детенышей (около 80 процентов) чаще всего находились под опекой только одного взрослого животного, в то время как меньше пяти процентов воспитывались четырьмя мангустами. Детеныши с одним опекуном проводили с ним большую часть времени, демонстрируя прочную связь, а детеныши с несколькими опекунами отдавали предпочтение тому взрослому, который выходил с ними на охоту чаще всего.

Для того, чтобы оценить предпочитаемое место охоты животных, ученые провели изотопный анализ их усов: он помог подробно изучить химический состав экологической ниши, в которой каждая отдельная особь предпочитает охотиться. По изотопному составу углерода и азота ученые определяли как местность, в которой особь охотится, так и состав ее привычной пищи. Образцы собирали с взрослых мангустов-опекунов и их подопечных — когда они подросли и стали охотиться самостоятельно.

Ученые обнаружили, что показатели анализа изотопов из усов мангустов совпадают с их опекуном (единственным или самым близким) значительно (p = 0,002) больше, чем с показателями усов любой другой особи из колонии — включая обоих родителей.

Как и любые другие животные, полосатые мангусты теряют крепкую связь со взрослыми особями, как только достигают возраста, в котором могут охотиться самостоятельно. Это, однако, не мешает им пользоваться теми привычками, которые им привили в раннем детстве. Результаты проведенного исследования показывают, что подобное поведение не обусловлено генетически, а во многом регулируется внешней культурной средой — точно так же, как и среди людей.

Раннее развитие играет важную роль в дальнейшей жизни мангустов и ее качестве. Ученые, например, уже доказывали, что мангусты, которым в детстве пришлось столкнуться с неурожаем, в среднем живут дольше своих сородичей, детство которых было более счастливым.

Собери семью