Палеонтологи приняли писанозавра в отряд птицетазовых

Группа аргентинских ученых изучила ископаемые останки писанозавра, найденные в районе парка Исчигуаласто в Аргентине. Ученые пришли к выводу, что он является связующим звеном между отрядами птицетазовых и ящеротазовых. Статья опубликована в журнале Nature.

Первый скелет писанозавра (сильно поврежденный эрозией) был обнаружен в 1962 году в местности Агуа де Лас Катас (Agua de Las Catas) формации Исчигуаласто. и 1967 году его описал палеонтолог Родольфо Касамикела. Рептилию назвали в честь аргентинского палеонтолога Хуана Писано, а видовое имя Pisanosaurus mertii получил в честь арауканского натуралиста Карлоса Мерти.

Однако с самого своего открытия Pisanosaurus mertii вызывал споры о своем филогенетическом положении. Касамикела считал, что писанозавр принадлежит к семейству писанозавридов (которое ввел сам ученый), но в 1976 году группа палеонтологов выдвинула гипотезу, что писанозавр относится к семейству гетеродонтозавридов. В 1991 году Пол Серено предположил, что найденный скелет был химерой, получившейся в ходе наложения скелетов разных ящеров, а в 2008 году Ричард Батлер с коллегами в своей работе о филогенезе птицетазовых предположил, что писанозавр является самым ранним из найденных видов птицетазовых. Наконец, в 2017 году Федерико Агнолин и Себастьян Розадилло выдвинули гипотезу о том, что писанозавр принадлежит к семейству силезаврид. Силезавры считаются динозавроподобными архозаврами, однако имеют общие с динозаврами особенности.

Ученые во главе с Джулией Десохо (Julia B. Desojo) из Университета Насьональ де Ла-Плата в новой работе решили прояснить этот вопрос. В ходе четырех экспедиций с 2013 по 2019 годы палеонтологи исследовали местность Хояда дель Серро Лас Лахас (Hoyada del Cerro Las Lajas) на территории формации Исчигуаласто . Они обнаружили останки более сотни ископаемых тетрапод. Детальная стратиграфия 1000-метрового слоя дает высокоточную хроностратиграфическую картину формации Исчигуаласто в Хояда дель Серро Лас Лахас.

Согласно этой картине, формация образовалась между 230,2 ± 1,9 и 221,4 ± 1,2 миллионами лет, а слой, богатый на ископаемые останки сформировался между 229,20 + 0,11/− 0,15 и 226,85 + 1,45/− 2,01 миллионами лет. Среди образцов, полученных из этого слоя был и частичный скелет Pisanosaurus mertii.

Группа Десохо сравнила черты, на основании которых строились гипотезы о родстве писанозавра и силезавра (в том числе позвонки с высокими нервными дугами). Согласно ее гипотезе, эти черты являются плезиоморфными для динозавроподобных. Найденные же части скелета писанозавра имеют общие черты с гетеродонтозаврами, которые принадлежали к ранним птицетазовым.

На основании этого ученые сделали вывод, что родство Pisanosaurus mertii с птицетазовыми имеет больше доказательств, чем родство с силезаврами. Это, и тот факт, что согласно стратиграфической картине найденные образцы писанозавра имеют возраст 229 миллионов лет, позволил ученым сделать предположение, что писанозавр является звеном между представителями птицетазовых из раннего Юрского периода и старейшими из известных ящеротазовых.

Ящеры древности порождают споры в научном сообществе. Почитайте, как крохотный динозавр создал по-настоящему большие проблемы. Если же вам больше нравятся не те динозавры, что раньше правили миром, а те, что живут в браузере Chromium, то эта статья для вас.

Руслан Солдатов