Юрских сетчатокрылых уличили в подражании лишайнику

Китайские палеонтологи нашли сетчатокрылых возрастом примерно 165 миллионов лет, у которых узоры на передних крыльях имитировали лишайник, сообщается в eLife. Возможно, это древнейший известный пример подражания внешнему виду лишайников и один из самых старых примеров мимикрии как таковой.

Чтобы выжить, беззащитные организмы нередко имитируют другие, ядовитые или просто несъедобные. Животные могут имитировать как ближайших родственников, так и филогенетически очень далекие организмы: например, палочники нередко выглядят как ветки деревьев. Это называется мимикрией. В широком смысле ей можно считать и случаи покровительственной окраски, когда шкура, оперение и подобное по цвету неотличимы (по крайней мере, издалека) от типичного окружения организма, как в случае леопарда и других пятнистых кошек. При этом необязательно она служит для защиты от врагов.

Случаи имитации растений животными хорошо известны, однако примеров, когда кто-то мимикрирует под лишайник, гораздо меньше. Тем не менее принципиального запрета на это нет: лишайники сами напоминают растения, есть места, где они встречаются в изобилии, и там может быть полезно подделываться под них. Сейчас так делают некоторые кузнечики катидиды. Самый древний пример подражания насекомых лишайникам, вероятно, тоже принадлежит им: в 2016 году французские палеонтологи обнаружили в отложениях пермского периода катидиду Permotettigonia gallica, крылья которой очень напоминали крылья современных видов, имитирующих лишайники.

Исследователи из Столичного педагогического университета Китая и Смитсоновского института под руководством Юнцзе Вана (Yongjie Wang) нашли более весомое, хотя и менее древнее, доказательство того, что насекомые давно мимикрировали под лишайники. Они изучили остатки сетчатокрылых из среднеюрских отложений Внутренней Монголии. У некоторых экземпляров, которые получили видовые названия Lichenipolystoechotes angustimaculatus и Lichenipolystoechotes ramimaculatus, очень хорошо сохранились отпечатки крыльев и пятен на них. Размеры и рисунок этих пятен сравнили с размерами и формой «веток» таллома современного ему ископаемого лишайника Daohugouthallus ciliiferus, найденного там же в 2010 году.

Узор на передних крыльях насекомых из рода Lichenipolystoechotes, который отнесли к семейству итонид (это близкие родственники златоглазок) хорошо имитирует тело лишайника. Пятнистый рисунок крыльев Lichenipolystoechotes соответствует вариациям длины и ширины ответвлений таллома Daohugouthallus ciliiferus. Учитывая, что три вида жили примерно в одно время (около 165 миллионов лет назад) и в одном месте, весьма вероятно, что насекомые мимикрировали под лишайник. Они могли защищаться от крупных хищников, сидя на D. ciliiferus, и в то же время охотиться на мелких беспозвоночных, которые населяли лишайник и питались его частями.

Иногда получается, что несколько видов подражают друг другу «по кругу». Если все они ядовиты, это явление называется мюллеровской мимикрией, а если съедобные подделываются под несъедобных, то бейтсовской мимикрией. Порой так много видов одновременно пытается подделаться друг под друга, что бейтсовскую и мюллеровскую мимикрию в их комплексах становится сложно различить. Явление получило название золотой мимикрии, и один из его случаев описали в 2017 году австралийские и чешские энтомологи. Они нашли 140 практически неотличимых видов членистоногих, каждое из которых независимо от систематического положения походило на муравья.

Предками тихоходок назвали луолишаниид