Европейский консорциум Airbus Helicopters подал в Европейское патентное бюро заявку на получение патента на изобретение электрической системы аварийной посадки для однодвигательных вертолетов. Как пишет Flightglobal, патент описывает уже разрабатываемую компанией систему, первые испытания которой изначально планировались на 2020 год, однако затем были перенесены на 2021 год. Первый вариант системы разрабатывается для однодвигательного легкого многоцелевого вертолета H130.
В случае неполадок с двигателем однодвигательные вертолеты практически не имеют возможности для маневров и вынуждены совершать аварийную посадку. При этом, если двигатель вышел из строя полностью, посадка осуществляется в режиме авторотации. В этом случае несущий винт раскручивается при снижении исключительно набегающим потоком воздуха. Посадка в режиме авторотации невозможна, если двигатель отказал на небольшой высоте — несущий винт просто не успеет раскрутиться до необходимых для контролируемого снижения оборотов.
Заявка на патент консорциума Airbus Helicopters описывает систему, состоящую из резервного блока аккумуляторных батарей, электромотора, подключенного к трансмиссии, а также набора датчиков, которые должны определить резкое падение оборотов турбовального двигателя и потерю высоты. Заряда аккумуляторной батареи будет достаточно для двухминутной работы системы аварийной посадки. Она успеет предупредить летчиков о неполадке с двигателем и начнет в работать в режиме поддержки авторотации.
Ранее разработчики также заявляли, что электрическая аварийная система сможет поддержать вращение несущего винта вертолета до повторного запуска турбовального двигателя, если он будет возможен. Другие подробности об аварийной системе пока не раскрываются.
В 2017 году французская компания Safran приступила к разработке гибридного вертолета, в котором дополнительная мощность на вал несущего винта будет передаваться от электромотора. Предполагается, что использование гибридной силовой установки позволит сократить потребление топлива новым вертолетом на 10-15 процентов по сравнению с обычными летательными аппаратами такого класса.
Василий Сычёв
Полет проходил в режиме дистанционного управления
Прототип электрического аэротакси VX4 британской компании Vertical Aerospace совершил успешный испытательный полет на аэродроме Котсуолд в Англии. В процессе испытания дистанционно управляемый летательный аппарат с вертикальным взлетом и посадкой достиг скорости 70 километров в час. Это первый свободный полет прототипа, который до этого поднимался в воздух лишь со страховочными тросами, сообщает Bloomberg. Видео полета опубликовано на YouTube-канале компании. Проект серийного электрического аэротакси был представлен в 2020 году. Это высокоплан с прямым крылом и V-образным хвостовым оперением. На крыле размещены четыре балки с электромоторами и воздушными винтами. Передние четыре винта пятилопастные и поворотные, а задние четырехлопастные имеют фиксированное положение. Размах крыла аэротакси 15 метров, а длина — 11 метров. Кабина рассчитана на перевозку четырех пассажиров и одного пилота. Планируется, что аэротакси сможет пролетать 190 километров на скорости до 320 километров в час. Vertical Aerospace планирует продолжать тесты в рамках подготовки к первому пилотируемому полету. Если все пройдет успешно, то компания надеется пройти сертификацию в 2026 году.