Европейский консорциум Airbus Helicopters в 2020 году проведет испытания однодвигательного легкого многоцелевого вертолета H130 с резервной электрической двигательной установкой. Как сообщает Flightglobal, электрическая система будет использоваться в случае аварийных ситуаций.
Однодвигательные вертолеты в случае неполадок с двигателями совершают вынужденную посадку. В случае, если двигатель полностью выходит из строя посадка совершается в режиме авторотации, при котором несущий винт раскручивается при снижении исключительно набегающим потоком воздуха.
Предполагается, что резервная двигательная установка позволит сделать аварийную посадку более безопасной и даст летчикам время на выбор места для приземления. Для испытаний на вертолет H130 планируется установить электромотор и аккумуляторную батарею. Электромотор будет связан с валом несущего винта.
Предполагается, что при выключении главного турбовального двигателя (на H130 — это Arriel 2D мощностью 847 лошадиных сил) будет включаться электромотор. Последний будет поддерживать вращение несущего винта до включения турбовального двигателя или на время посадки. Предполагается, что продолжительность работы резервной электрической двигательной установки составит не менее 30 секунд.
Испытания резервной электрической установки будут проводиться до конца 2020 года. Затем планируется разработать ее вариант увеличенной мощности, который будет использоваться на более тяжелых вертолетах. Позднее установку доработают таким образом, что она в крейсерском полете будет вносить вклад во вращение несущего винта, уменьшая тем самым расход топлива.
В 2017 году французская компания Safran приступила к разработке гибридного вертолета, в котором дополнительная мощность на вал несущего винта будет передаваться от электромотора. Предполагается, что использование гибридной силовой установки позволит сократить потребление топлива новым вертолетом на 10-15 процентов по сравнению с обычными летательными аппаратами такого класса.
Василий Сычёв
А также протестировали сбор данных телеметрии
Американская компания Stratolaunch провела успешный тестовый сброс прототипа гиперзвукового планера Talon-A c крыла двухфюзеляжного самолета-носителя. В ходе полета также был отработан сбор телеметрических данных в преддверии первого гиперзвукового испытания. Калифорнийская компания Stratolaunch знаменита своим самолетом Scaled Composites Model 351, который также называют Stratolaunch Roc, в честь мифической птицы Рух. Самолет, совершивший первый полет в 2019 году, имеет два фюзеляжа и шесть двигателей. Размах его крыла составляет 117,3 метра, что делает его крупнейшим в мире по этому показателю. Изначально предполагалось, что он выступит в качестве стартовой платформы для воздушного запуска орбитальных ракет Pegasus X, а также ракет собственной разработки компании Stratolaunch. Однако после смерти своего основателя Пола Аллена компания сменила концепцию, полностью отказавшись от орбитальных запусков и сконцентрировавшись на разработке исследовательского гиперзвукового планера. Проект планера названием Talon-A был впервые представлен в 2021 году. Его масса составляет 2,7 тонны. Длина равна 8,5 метрам, а размах крыла — 3,4 метрам. Ракетный двигатель в хвостовой части должен разгонять аппарат до шести Махов. Однако первый прототип с индексом TA-0 не имеет двигателя на борту и предназначен для испытаний крепления к самолету и тестовых сбросов с высоты. Первый полет Roc с прототипом TA-0, присоединенным к пилону под центральной секцией крыла, состоялся в октябре 2022 года. 13 мая 2023 года в ходе длившегося 4 часа 8 минут одиннадцатого полета Stratolaunch Roc впервые произвел тестовый сброс планера TA-0. Испытание прошло успешно и подтвердило возможность безопасного отделения гиперзвукового аппарата от воздушной стартовой платформы. Во время полета, проходившего над базой Ванденберг, также был протестирован сбор данных телеметрии перед предстоящим первым гиперзвуковым полетом. Теперь компания будет готовиться к первому испытательному гиперзвуковому полету второго прототипа с индексом TA-1, который планируется провести во второй половине лета 2023 года. Ранее мы рассказывали про успешные посадочные испытания прототипа возвращаемой крылатой ступени многоразовой индийской ракеты RLV-TD.