Промежуток с 1990 по 2016 годы стал одним из самых значительных периодов наводнений в Европе за последние 500 лет, особенно часто такие стихийные бедствия начали происходить на северо-западе и в центральной части региона. Этот период отличается от предыдущих: наводнения стали происходить на фоне повышения температуры воздуха, а не понижения, как это было раньше, а также стали обладать более выраженной сезонностью - более половины наводнений теперь происходит летом. Статья опубликована в журнале Nature.
В последние десятилетия в Европе произошел ряд сокрушительных наводнений, причем некоторые исследования указывают на увеличение их частоты за последние 50 лет и связывают эти стихийные бедствия с глобальным изменением климата. Известно, что за последние 500 лет в Европе было как минимум четыре периода частых наводнений: в 1540–1600, 1640–1700, 1730–1790 и 1790–1840 годы. Чтобы понять, действительно ли является нынешняя эпоха очередным витком стихийных бедствий и сравнить ее с аналогичными периодами в истории, наводнения прошлых столетий необходимо тщательно изучить.
Ученые под руководством Гюнтера Блешля (Günter Blöschl) из Венского технического университета исследовали наводнения в Европе, происходившие в последние 500 лет. Для этого они использовали исторические документы — хроники, летописи, административные документы, газеты, официальную и частную переписку. Им удалось собрать сведения о девяти периодах наводнений, включавших 9576 эпизодов в 103 европейских реках. Результаты были отражены в виде трехмерной матрицы с размером вокселя 41 километр × 48 километров × 4 года. Для климатического анализа периодов наводнений авторы исследования обратились к реконструкции температуры воздуха в Европе за последние 500 лет, а также к данным о сезонности паводков в поймах.
Ученые выяснили, что последние три десятилетия (1990-2016) стали одним из наиболее насыщенных наводнениями периодов в истории Европы. IX период имел существенные отличия от наблюдавшихся ранее. Как правило, в такие эпохи температура воздуха была в среднем на 0,3 градуса Цельсия ниже, чем в обычное время, но во время IX периода она была на 1,4 градуса Цельсия выше. Также стала более выраженной сезонность: если раньше 41-42 процента наводнений происходили летом, то сейчас на него приходится уже 55 процентов.
Авторы отметили, что наводнения вовсе не обязательно вызываются пониженными температурами, скорее оба этих явления контролируются крупномасштабными атмосферными циркуляциями и океаническими течениями. Также не стоит недооценивать важность почвенной влаги: низкие температуры воздуха уменьшают испарение воды из почвы и делают ее более влажной, что может привести к наводнению, как это было в 2013 году.
Наводнения стали особенно частыми в Северной, Западной и Центральной Европе. Авторы исследования объясняют это тем, что в течение последних 30 лет гидроклиматические условия в Европе обозначились в виде сухой аномалии на юге и влажной аномалии на севере и в центральной части.
Ранее ученые из России создали полную базу данных смерчей, происходивших в России и сопредельных государствах с X века по 2016 год. Оказалось, что вопреки сложившимся представлениям эти явления на севере Евразии регулярны и цикличны.
Марина Попова
Ученые связали это со снижением влажности воздуха
Начиная с 2000 года эффективность фотосинтеза на планете перестала расти, хотя этого можно было ожидать на фоне роста концентрации углекислого газа в атмосфере. Растения пяти изученных биомов суши (лесов, лугов, саванн, пахотных земель и кустарников) стали поглощать больше углерода воздуха в период 1982 по 2000 годы: ученые объяснили это краткосрочным эффектом повышения концентрации углекислого газа в воздухе. В дальнейшем процесс замедлился на фоне снижения влажности воздуха, и до 2016 года его интенсивность не росла. Авторы прогнозируют, что в XXI веке роста скорости фотосинтеза ждать не приходится. Исследование опубликовано в журнале Science. Ученые под руководством Ли Фея (Fei Li) из Мичиганского университета исследовали, как менялся фотосинтез в пяти крупных биомах суши с 1982 по 2016 годы. Для этого они использовали спутниковые данные, реанализ и машинное обучение. Оказалось, что ассимиляции углерода растениями росла только до 2000 года (p< 0,001), а затем заметного увеличения уже не происходило (p=0,38). Авторы связали это с тем, что над значительными территориями в изученных биомах воздух стал засушливее, и устьица на листьях стали чаще закрываться, чтобы не допустить потери влаги (и не могли захватывать в это время углекислый газ). Они отметили, что это ставит под вопрос перспективы компенсации антропогенных выбросов парниковых газов с помощью высаживания деревьев. От редактора Исследование уже подверглось критике: Йен Прентис (Iain Colin Prentice) из Имперского колледжа Лондона заявил, что перенос результатов локальных метеорологических измерений на глобальный масштаб сопряжен с большими неопределенностями, которые в исследовании не учитывались. Кевин Гриффин (Kevin Griffin) из Колумбийского университета в Нью-Йорке отметил, что результаты исследования стоит воспринимать скорее не как прямое измерение динамики фотосинтеза, а как прогноз на будущее.