Археологи нашли свидетельства тому, что в районе современного северного Казахстана лошади были одомашнены уже в начале второго тысячелетия до нашей эры. Найденные в Новоильиновских курганах останки животных говорят о том, что они использовались для езды верхом и были убиты ритуально. Открытие указывает на то, что освоение верховой езды в регионе древнее, чем предполагалось, поскольку ранее не было достоверных свидетельств ее использования до X века до нашей эры. Статья опубликована в журнале Archaeological Science: Reports.
Приручение лошадей — одно из ключевых событий в истории Старого света, поскольку в результате человечество стало в несколько раз более мобильным. Конные гонцы позволили управлять большой территорией из единого центра, а наличие в войске кавалерии давало решающее преимущество перед сугубо пешими армиями.
Кроме того, в районе обширных равнин, таких как на территории современных Украины, юго-западной России и Казахстана, значение лошадей было еще выше, поскольку преодолеть огромные пустые пространства пешком было почти невозможно. В дальнейшем массовое разведение коней создало кочевую культуру, сформировавшую весь облик исторического региона. Поэтому историкам, антропологам и археологам интересно выяснить точное время приручения лошадей и нюансы этого процесса.
Игорь Чечушков из Южно-уральского государственного университета и его коллеги из России и Казахстана проанализировали содержимое пятого кургана Новоильиновского захоронения, расположенного в Костанайской области. Сейчас исследуемый курган имеет 18 метров в диаметре и два метра в высоту, хотя при основании был гораздо выше. В нем находятся две отдельные могилы с останками людей, а вокруг них — ритуальные ямы, предметы Петровской культуры, а так же два лошадиных скелета, лежащих друг на друге. Радиоуглеродный анализ показал, что захоронение было сделано примерно в 1900-1700 годах до нашей эры, в Бронзовый век.
Далее ученые определили, к какому виду принадлежат животные, чьи скелеты были найдены — к домашней лошади или к дикой. Поскольку в могиле не оказалось носителей генетического материала, то пришлось опираться на пропорции костей. Отличать подвиды лошадей хорошо помогает индекс пропорций черепа. У найденных особей он равен 43,6 процента, что попадает в промежуток, характерный как для средневековых (43,4 ± 0.5), так и для современных (43,0 ± 0,6) Equus caballus.
Обе лошади были убиты аккуратным ударом тяжелым предметом в лоб между глаз, что говорит о том, что они доверяли человеку и не убегали от него. Кроме того, они были заведомо старше 16 лет, в то время как мясных лошадей, как правило, забивали до 12. Также на скелете не видно патологий, возникающих из-за тяжелой работы, но износ зубов и изменения костей морды говорит о ношении того типа уздечки, который никогда не применялся при запрягании в колесницу.
Наконец, животные были убиты и захоронены ритуально — их ноги были отрезаны и расположены так, чтобы напоминать о быстром галопе. Данные позволили ученым сделать вывод, что найденные лошади использовались для езды верхом. Это идет в разрез с бытующими в современной науке представлениями о том, что верховая езда в регионе центрально-азиатской степи была освоена в районе 900 года до нашей эры.
Ранее ученые выяснили, что стремление древних селекционеров улучшить качество лошадей уменьшило их генетическое разнообразие.
Василий Зайцев
Как описания Индии повлияли на образ единорога
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Было время, когда единорога не считали мифическим существом. Его рацион, места обитания и непокорный, дикий нрав подробно описывали античные зоографы. Вера в существование единорога не исчезла и в Средневековье, когда почти неуловимое животное превратилось в религиозный символ. В книге «Мифы о единорогах. От любимцев Эдема и рогатых химер до чудотворного снадобья и символа любви» («Манн, Иванов и Фербер»), переведенной на русский язык Анной Рахманько, исследователи средневековой культуры Бернд Ролинг и Джулия Фейтбрехт рассказывают, как эволюционировал образ существа с рогом на лбу. Предлагаем вам ознакомиться с фрагментом об упоминаниях единорога в трудах, посвященных фауне Индии.