Древние селекционеры уменьшили генетическое разнообразие домашних лошадей

Селекция лошадей, практикуемая людьми с бронзового века, уменьшила генетическое разнообразие Y-хромосомы, которая передается по отцовской линии. Как пишут генетики в Science Advance, к такому выводу они пришли после анализа геномов 96 жеребцов, живших в период от семи тысяч до 700 лет назад.

Современные домашние лошади находятся в уникальном положении по сравнению с другими домашними животными. У них практически отсутствует генетическая изменчивость по отцовской линии, но наблюдается большое разнообразие вариантов митохондриальных ДНК, передающихся по материнской линии. Раньше исследователи предполагали, что перекос вызван тем, что одомашненные лошади произошли от многих кобыл и небольшого числа жеребцов, однако недавний генетический анализ древней ДНК показал, что до железного века разнообразие вариантов Y-хромосомы было гораздо выше, чем сейчас.

Чтобы выяснить, повлияло ли одомашнивание лошадей на их генетическое разнообразие по отцовской линии, генетики из шести европейских стран под руководством Людовика Орландо (Ludovic Orlando) из Тулузского университета по останкам проанализировали последовательности Y-хромосомы 96 жеребцов, обитавших на территории Евразии в период от семи тысяч до семисот лет назад.

Оказалось, что около 4,2 тысяч лет назад появился гаплотип современных домашних лошадей Y-HT-1, который постепенно вытеснил все остальные. А вариабельность Y-хромосомы начала уменьшаться около 3,5 тысяч лет назад, когда кочевники из Азии стали мигрировать в Европу, по-видимому, привозя с собой лошадей. Авторы исследования предположили, что селекционеры бронзового века отбирали для размножения некоторых жеребцов с подходящими признаками. Статистический анализ это предположение подтвердил. Древние римляне продолжили дело своих предшественников: они проводили селекцию по отцовским линиям. В результате, в конце их владычества гаплотип Y-HT-1 практически полностью вытеснил остальные.

Ранее генетики выяснили, что лошади Пржевальского, долго время считавшиеся последними дикими лошадьми, оказались одичавшими потомками лошадей, одомашненных около 5,5 лет назад в Центральной Азии. А предки современных лошадей были одомашнены гораздо позже, около четырех тысяч лет назад.

Белки собрали в базу данных по принципу нехватки знаний о них