Генетики усомнились в «дикости» лошади Пржевальского

Лошади Пржевальского были не последними существующими сейчас дикими лошадьми, а одичавшими потомками животных, одомашненных около 5,5 тысяч лет назад в Центральной Азии, сообщается в Science. Кроме того, предки современных лошадей были одомашнены гораздо позже, около четырех тысяч лет назад. По-видимому, на каком-то этапе домашних вытеснили дикие лошади неизвестного происхождения, которых древние люди одомашнили вторично. К такому выводу пришли генетики из 14 стран, в том числе из Франции, России и Казахстана, проанализировав более 80 геномов древних и современных лошадей.

Одомашнивание лошадей привело к коренным изменениям в экономике и мобильности древних людей. С лошадьми связывают распространение индо-европейских языков, появление новых форм металлургии и новых способов ведения войны. Предположительно, лошадей одомашнили люди ботайской культуры, существовавшей 5,7-5,1 тысяч лет назад на территории современного Казахстана. Судя по находкам в их поселениях (1, 2), ботайцы изготавливали упряжь и взнуздывали лошадей, изображали их на посуде и пили кобылье молоко. К тем же выводам пришли генетики, проанализировав ДНК из конских останков с ботайских стоянок.

Авторы нового исследования под руководством Людовика Орландо (Ludovic Orlando) из Тулузского и Сандры Олсен (Sandra Olsen) из Канзасского университета решили проследить, как развивались домашние лошади, начиная от ботайских до современных животных. Чтобы это выяснить, они отсеквенировали геномы 42 лошадей, живших от пяти до одной тысячи лет назад в Евразии, в том числе ДНК из останков 20 ботайских коней. Также ученые проанализировали уже опубликованные геномы 46 древних (живших в период 42,8-5,1 тысячу лет назад) и современных лошадей, в том числе семерых лошадей Пржевальского. На основании полученных данных исследователи построили филогенетическое древо.

В результате оказалось, что лошади, жившие в Евразии последние четыре тысячи лет, в том числе и современные породы, произошли не от ботайских, а от неизвестных лошадей. Их геном соответствовал ДНК ботайских лошадей всего на 2,8 процента. В то же время ботайцы оказались предками современных лошадей Пржевальского, которые до сих пор считались единственными существующими до сих пор дикими лошадьми.

Авторы исследования предполагают, что в III тысячелетии до нашей эры люди одомашнили другую популяцию лошадей, никак не связанную с ботайскими. Это либо произошло в другом центре доместикации, либо в популяции ботайских одомашенных лошадей появились чужаки, которые постепенно их вытеснили.

Недавно генетики выяснили, когда появились лошади-иноходцы. По-видимому, «мутация иноходцев» в гене, отвечающем за координацию движения конечностей, появилась в Англии в IX веке. А в Европу лошадей-иноходцев завезли викинги.

Археологи выявили в Гнёздове связанный с путем «из варяг в греки» причал