Немецкий стартап Lilium представил проект модульного вертипорта для аэротакси, который может быть построен относительно быстро и дешево. В компании полагают, что благодаря модульным вертипортам станет возможно быстрое развитие сети площадок для приема и отправки пассажирских летательных аппаратов.
Вертипортом принято называть небольшие аналоги аэропортов, которые созданы специально для приема и отправки небольших летательных аппаратов вертикальных взлета и посадки. Предполагается, что именно вертипорты станут узловыми точками в городской транспортной сети будущего.
Проект вертипортов, разработанный Lilium, предполагает строительство таких площадок из стандартных небольших модулей. Такие модули могут быть собраны на заводе, доставлены на нужное место и там состыкованы в вертипорт.
Проект предусматривает три стандартных модуля, из которых может быть собран вертипорт: взлетно-посадочная площадка, стоянка для летательных аппаратов и пассажирский терминал. Благодаря модульности можно собрать вертипорт, рассчитанный практически под любую пропускную способность.
По оценке разработчиков, наименьший возможный модульный вертипорт обойдется заказчику в 1 — 2 миллиона евро. Этот вертипорт включает в себя два стояночных места для аэротакси, взлетно-посадочную площадку и небольшой терминал. Стоимость наибольшего вертипорта составит около 15 миллионов евро.
Помимо вертипортов Lilium занимается разработкой электрического аэротакси Lilium Jet. Первый полет первого прототипа Lilium Jet состоялся в 2017 году. Весной текущего года один из прототипов аэротакси сгорел во время технического обслуживания.
Lilium Jet имеет два неподвижных крыла, на которых установлены поворотные электровентиляторы. 12 таких электровентиляторов расположены на переднем крыле и 24 — на заднем. Благодаря изменению угла установки вентиляторов аэротакси может взлетать и садиться вертикально, а также выполнять быстрый горизонтальный полет.
Согласно проекту, аэротакси сможет выполнять полеты на скорости до 300 километров в час. Дальность полета аппарата на полном заряде аккумуляторов составит около 300 километров. Аэротакси выполнено пятиместным: четыре места — для пассажиров и одно — для пилота.
Василий Сычёв
NASA завершает работу над проектом в сентябре 2023 года
NASA объявило, что завершит работу над проектом по разработке перспективного электрического самолета X-57 Maxwell до конца сентября 2023 года, как и было запланировано. При этом, несмотря на достигнутые успехи, первый полет самолета так и не состоится из-за возникших на позднем этапе проблем, влияющих на безопасность полета, и отсутствия критически важных компонентов, необходимых для дальнейшей разработки. После завершения проекта в сентябре команда продолжит работу в течение еще нескольких месяцев, чтобы подготовить результаты для публикации, говорится на сайте NASA. Проект, стартовавший в 2016 году, предполагал разработку экспериментального полностью электрического самолета на базе серийного двухмоторного поршневого самолета Tecnam P2006T. В 2019 году состоялся первый пуск двух электромоторов, размещенных в штатных местах для поршневых двигателей, с воздушными винтами в режиме флюгирования. В будущем предполагалось заменить стандартное крыло на новое удлиненное с 14 электромоторами на передней кромке. За время работы над проектом команда инженеров успела разработать устойчивые к перегреву литий-ионные батареи, создала контроллеры питания для авиационных электромоторов на основе карбид-кремниевых транзисторов и смогла решить проблему электромагнитных помех, воздействующих на бортовые системы самолета. Достигнутые результаты проекта будут отражены в публикациях и доступны другим разработчикам.