Прототип перспективного электрического аэротакси-конвертоплана Lilium Jet, разработкой которого занимается немецкий стартап Lilium, сгорел во время технического обслуживания. Как пишет Flightglobal, инцидент произошел 27 февраля 2020 года. Летательный аппарат, первый прототип Lilium Jet, ремонту и восстановлению не подлежит.
Причины пожара пока не раскрываются. В настоящее время специалисты Lilium проводят расследование причин возгорания электрического аэротакси. Стартап также объявил о переносе начала летных испытаний второго образца Lilium Jet на несколько недель. Решение о проведении испытаний будет приниматься после того, как специалисты выяснят причину пожара.
При этом в компании уверены, что планируемое на 2025 год начало коммерческой эксплуатации аэротакси переноситься не будет. При этом стартап остался всего с одним прототипом, который продолжит программу летных испытаний. К слову, этот аппарат стоял рядом со сгоревшим аэротакси, однако повреждений от огня не получил.
Первый полет первого прототипа Lilium Jet состоялся в 2017 году. С тех пор аппарат налетал несколько сотен часов и прошел ряд важных проверок, включая переход от полета в вертолетном режиме к полету по-самолетному.
Lilium Jet имеет два неподвижных крыла, на которых установлены поворотные электровентиляторы. 12 таких электровентиляторов расположены на переднем крыле и 24 — на заднем. Благодаря изменению угла установки вентиляторов аэротакси может взлетать и садиться вертикально, а также выполнять быстрый горизонтальный полет.
Согласно проекту, аэротакси сможет выполнять полеты на скорости до 300 километров в час. Дальность полета аппарата на полном заряде аккумуляторов составит около 300 километров. Аэротакси выполнено пятиместным: четыре места — для пассажиров и одно — для пилота.
Lilium Jet стал уже вторым электрическим летательным аппаратом, сгоревшим в течение одного месяца. В конце января 2020 года в аэропорту Прескотта в Аризоне сгорел один из прототипов перспективного пассажирского электрического самолета Alice. Этот летательный аппарат разрабатывается израильской компанией Eviation Aircraft.
Расследование причин пожара пока еще не завершено. Предположительно, причиной пожара могла стать внешняя аккумуляторная батарея, подключенная к летательному аппарату на время проведения наземных испытаний.
Василий Сычёв
Начало коммерческой эксплуатации запланировано на 2025 год
Американская компания Joby Aviation получила разрешение от Федерального управления гражданской авиацией США на проведение летных испытаний первого серийного прототипа полностью электрического аэротакси, собранного на собственной производственной линии компании в Калифорнии. После испытательных полетов прототип станет первым экземпляром аэротакси Joby Aviation, поставленным коммерческому заказчику. Их полноценное серийное производство и коммерческая эксплуатация станет возможна только после получения сертификата типа, сообщает New Atlas. Калифорнийская компания Joby Aviation занимается разработкой электрического аэротакси уже больше десяти лет. Первые испытательные полеты полноразмерного демонстратора начались в 2017 году, а предсерийный прототип поднялся в воздух в 2019 году, пролетев за все время около 48 тысяч километров. В 2023 году компания подготовила к испытаниям серийный прототип аэротакси. Аэротакси Joby S4 — конвертоплан, с возможностью вертикального взлета и посадки. Из шести имеющихся у него электромоторов четыре располагаются на крыле и два на концах V-образного оперения. Внутри кабины оборудованы места для четырех пассажиров и одного пилота. Одно из ключевых преимуществ заключается в низком уровне шума. Например, в режиме висения он составляет всего 55 децибел. Аэротакси способно преодолеть более 240 километров на скорости свыше 320 километров в час. Недавно компания сообщила о том, что Федеральное управление гражданской авиации США выдало сертификат летной годности первому серийному прототипу аэротакси, собранному на производственной линии в Калифорнии. Компания планирует провести летные испытания и после их окончания передать в 2024 году этот экземпляр заказчику — базе ВВС Эдвардс. В дальнейшем Joby Aviation намеревается получить сертификат типа, открывающий дорогу к полноценному серийному производству аэротакси. Их коммерческая эксплуатация и поставки заказчикам ожидаются в 2025. Среди крупных партнеров Joby Aviation, например, американская авиакомпания Delta Airlines, которая планирует использовать парк аэротакси для быстрой доставки пассажиров в аэропорты. Ранее мы рассказывали о первом полете аэротакси другого производителя — компании Volocopter. В отличие от своего конкурента прототип VoloConnect построен по гибридной схеме с винтами для вертикального взлета и посадки, а также крылом и двумя двигателями для горизонтального полета.