Астрономы изучили движение молекулярного газа в Млечном пути и другой близлежащей галактике и выяснили, что на разных масштабах колебания его скорости демонстрируют похожую структуру. В то время как образование звезд и планет — локальный процесс, он контролируется механизмами, берущими начало на галактическом уровне, сообщается в статье, опубликованной в журнале Nature Astronomy.
В галактиках газ распределен неравномерно — есть области, где плотность материи в сотни или даже в тысячи раз выше средней, и именно там рождаются звезды. На возникновение сгустков вещества могут влиять разные физические процессы, благодаря которым газ приводится в движение — от галактического вращения до взрывов сверхновых. Однако установить точные механизмы, приводящие к появлению звездных «колыбелей», довольно сложно с технической точки зрения, так как сначала требуется изучить движение газа на разных масштабах, а потом установить связь с известными структурами и астрономическими объектами.
Группа астрономов под руководством Джонатана Хеншоу (Jonathan D. Henshaw) из Института астрономии Общества Макса Планка решила выполнить такую работу, опираясь на данные о Млечном пути и близлежащей галактике NGC 4321, полученные телескопом ALMA (Atacama Large Millimeter/submillimeter Array). Ученые отслеживали, как движется газ на разных масштабах (от 0,1 парсека до тысячи парсек), по изменению видимой частоты излучения источников — этот феномен называется эффектом Допплера. Исследователи программно проанализировали миллионы таких измерений и визуализировали межзвездную среду, построив карту, которая показывает положение газа в двухмерном пространстве и его радиальную скорость (position-position-velocity).
Как и ожидалось, ученые зарегистрировали в холодном молекулярном газе колебания скорости — их можно сравнить с волнами в океане. Однако выяснилось, что эти колебания встречаются повсеместно и имеют похожую структуру как в масштабе галактики, так и в масштабе отдельных облаков.
Чтобы лучше понять природу потоков газа, группа Хеншоу выбрала несколько отдельных регионов для более детального исследования. Применив статистический анализ и другие методы, астрономы выделили три газовых филамента, в которых, несмотря на изучение на разных масштабах, наблюдались равноудаленные «сгустки», напоминающие нанизанные на веревку бусины, будь это спиральный рукав галактики или же области формирования отдельных звезд.
Авторы определили, что колебания скорости, связанные с равноудаленными структурами, демонстрируют характерную периодичность, а длина волны этих флуктуаций сопоставима с пустотами, разделяющими равноудаленные плотные участки. Периодичное разделение гигантских молекулярных облаков и «колыбелей» отдельных звезд, вероятно, является результатом возникновения гравитационных нестабильностей в родительских филаментах и свидетельствует о наличии потоков газа, идущих вдоль спиральных рукавов галактик, которые поставляют новый материал для формирования звезд.
При этом на промежуточном масштабе подобных закономерностей выявить не удалось. Там, по словам исследователей, движение газа было довольно хаотично.
Благодаря движению газа можно узнать как формируются не только отдельные звезды, но и целые галактики. О том, как рождаются редкие галактики с полярными кольцами, а также какое место занимают линзовидные галактики в космической истории, читайте в материалах «Газ в галактиках с полярными кольцами» и «Как газ ляжет».
Кристина Уласович
Его создала сверхмассивная черная дыра
Инфракрасный космический телескоп «Джеймс Уэбб» обнаружил мощный отток нейтрального и ионизированного газа из далекой массивной галактики COSMOS-11142. Его нельзя объяснить звездообразованием или слияниями галактик, скорее всего, он возник из-за активности сверхмассивной черной дыры. Препринт работы опубликован на сайте arXiv.org. Считается, что крупномасштабные оттоки вещества из галактик, порождаемые активностью их центральных сверхмассивных черных дыр, играют фундаментальную роль в деле подавления (или тушения) процесса звездообразования в массивных галактиках. Однако прямых наблюдательных доказательств этой гипотезы до сих пор нет, особенно в случае ранней Вселенной, где тушение звездообразования могло происходить очень быстро, что требует удаления газа, а не его нагрева. Ранее в массивных далеких галактиках наблюдались лишь оттоки ионизированного газа, оттоки нейтрального или молекулярного газа при больших значениях красного смещения регистрировались лишь для галактик со вспышкой звездообразования и квазаров. Группа астрономов во главе с Сирио Белли (Sirio Belli) из Болонского университета сообщила об обнаружении сильного оттока газа из массивной далекой галактики COSMOS-11142 при помощи инструментов NIRSpec, NIRCam и MIRI космического телескопа «Джеймс Уэбб». COSMOS-11142 представляет собой массивную (звездная масса около 1010,9 масс Солнца) галактику, характеризующуюся красным смещением 2,445 и эффективным радиусом около двух тысяч световых лет. Галактика находится в фазе быстрого тушения ранее действовавшей вспышки звездообразования. Темпы оттока нейтрального и ионизированного газа из галактики составляют около ста и одной солнечной массы в год, соответственно, что больше, чем типичные значения оттоков для галактик, образующих звезды, в тот период. В основном из галактики истекает нейтральный газ, при этом нет свидетельств того, что отток вызван процессами звездообразования или событием крупного слияния галактик. Ученые считают, что за отток газа ответственна центральная сверхмассивная черная дыра, о наличии которой свидетельствуют свойства эмиссионных линий ионизированного газа в спектре. При этом сама черная дыра не демонстрирует сейчас заметную активность в рентгеновском или радиодиапазонах. Таким образом, сверхмассивные черные дыры действительно способны быстро подавлять звездообразование в массивных галактиках за счет выброса нейтрального газа прочь из галактики. Ранее мы рассказывали о том, как «Джеймс Уэбб» подтвердил открытие рекордно далекой массивной спокойной галактики.