Американская компания Stratos Aircraft приступила к летным испытаниям перспективного очень легкого реактивного пассажирского самолета 716X. Как сообщает Flightglobal, первый полет самолета состоялся 2 июля 2020 года в Редмонде в штате Орегон. Продолжительность первого полета составила 22 минуты. Испытания признаны успешными.
К классу очень легких реактивных самолетов принято относить летательные аппараты с реактивными двигателями, максимальная взлетная масса которых не превышает 4,5 тонны. Сегодня во всем мире серийно выпускаются только четыре типа очень легких реактивных самолетов: бразильский Embraer Phenom 100, американские Cessna CitationJet/M2 и Cirrus Vision SF50, японский Honda HA-420 HondaJet.
При этом Phenom 100, CitationJet/M2 и HondaJet можно отнести к очень легким реактивным самолетам с натяжкой, поскольку их максимальная взлетная масса немного превышает 4,5 тонны.
Stratos Aircraft занимается разработкой очень легкого реактивного самолета с 2008 года. Первоначально проект носил обозначение 714 и был меньше совершившего первый полет 716X. Первый испытательный полет 714 состоялся в 2018 году. Тогда же разработчики свернули этот проект из-за его неудачных размеров — специалисты предположили, что пассажирам будет трудно с комфортом разместиться в салоне.
Самолет 716X выполнен более широким и длинным по сравнению с базовым 714. Конструкторы предполагают, что в его салоне смогут комфортно разместиться шесть пассажиров с ручной кладью. 716X получил реактивный двигатель JT15D-5, способный выдавать тягу до 12,9 килоньютона, а также бортовое оборудование Garmin G3X.
Ширина салона самолета составляет 1,2 метра, а высота — 1,5 метра. Планер 716X полностью выполнен из композиционных материалов. Самолет способен выполнять полеты на скорости 740 километров в час. Другие подробности о самолете пока не раскрываются.
Во время первого полета летчик-испытатель поднял самолет на высоту 4,1 тысячи метров В полете были проверены управляемость 716X и работа всех его систем и двигателей.
В ближайшие несколько лет Stratos Aircraft планирует приступить к серийному производству сертифицированной версии 716X, которая получит обозначение 716. Эти самолеты сначала будут продаваться только в США, но затем компания планирует заняться и их экспортом.
Весной прошлого года свой первый полет совершил польский очень легкий реактивный самолет Flaris LAR01, разработка которого ведется компанией Metal Master с 2013 года. Польский пятиместный самолет имеет максимальную взлетную массу 1,5 тонны. Самолет оснащен турбовентиляторным двигателем Williams FJ33-5A, способным развивать тягу до 8,5 килоньютонов.
LAR01 сможет выполнять полеты на скорости до 700 километров в час на расстояние до 2,5 тысячи километров. Самолет сможет подниматься на высоту до 14 тысяч метров. LAR01 рассчитан на перевозку до 4 пассажиров.
Василий Сычёв
Прототип получил сертификат летной годности и готовится к первому полету
Американская компания Boom Supersonic приступила к рулежным испытаниям технологического демонстратора сверхзвукового пассажирского самолета XB-1, который готовится совершить первый полет с аэродрома аэрокосмического центра в пустыне Мохаве. Компания также сообщила, что прототип XB-1 недавно получил сертификат летной годности от Федерального управления гражданской авиации США, разрешающий проведение испытательных полетов. При поддержке Angie — первого российского веб-сервера Американская компания Boom Supersonic занимается разработкой экспериментального самолета-демонстратора XB-1 «Baby Boom» с начала 2010-х. С его помощью она собирается испытать ряд технологий, которые затем будут применены в сверхзвуковом пассажирском самолете Overture, рассчитанном на перевозку от 65 до 80 пассажиров с крейсерской скоростью 1,7 Маха на расстояние до 7870 километров. XB-1 представляет собой уменьшенную версию пассажирского самолета с двухместной кабиной в масштабе одной трети от размеров Overture. Размах оживального крыла XB-1 составляет 5,2 метра, длина фюзеляжа — 21,6 метра, взлетная масса прототипа — около шести тонн. В конструкции самолета широко используются композитные материалы, а также титан. Расположенные в хвостовой части три двигателя General Electric J85-15 работают на синтетическом топливе и выдают суммарную тягу около 55 килоньютон. Они должны разгонять «Baby Boom» до крейсерской скорости 2,2 Маха. Выкатка полностью собранного прототипа состоялась в 2020 году, а в 2022 начались испытания двигателей. Затем XB-1 перевезли из ангара компании в городе Сентенниал, расположенном в штате Колорадо, в аэрокосмический центр в пустыне Мохаве в штате Калифорния. С момента прибытия в Мохаве самолет начал проходить программу наземных испытаний. В нее включены испытания на рулежных дорожках, которые начались на прошлой неделе. Во время рулежных испытаний XB-1 разгоняется с помощью собственных двигателей, набирает определенную скорость, но не отрывается от земли. Также компания сообщила, что прототип XB-1 недавно получил сертификат летной годности в экспериментальной категории от Федерального управления гражданской авиации США, разрешающий испытательные полеты прототипа. https://www.youtube.com/watch?v=Hg9pHnQ4zTs Первый полет XB-1 должен состояться после завершения всех наземных испытаний. Летчики-испытатели Билл Шумейкер и Тристан Бранденбург готовятся к предстоящему полету, отрабатывая основные операции на тренажере, а также на учебно-тренировочном самолете T-38, который будет сопровождать XB-1 в его первом вылете. Успешный полет XB-1 предоставит ценные данные по различным аспектам, включая аэродинамику, воздействие звукового удара и эффективности использования синтетического топлива. Подробнее о перспективах возрождения сверхзвуковых пассажирских самолетов читайте в нашем материале «Включите сверхзвук».