Компания Pfizer протестировала вакцину от SARS-CoV-2 на людях

Компания Pfizer выложила на сайте medrxiv.org препринт с результатами первых клинических испытаний своей вакцины от нового коронавируса. В ответ на двукратное введение у пациентов пропорционально дозе вакцины выросли уровни антител к SARS-CoV-2 и появились временные недомогания вроде слабости или боли в месте укола. Переносимость препарата и достаточный иммунный ответ, — количество антител оказалось сопоставимо с таковым у переболевших, — свидетельствуют о том что вакцина работает как задумывалось авторами и они планируют продолжать клинические исследования.

Сейчас по всему миру разрабатывается более полутора сотен вакцин от нового коронавируса. Среди них встречаются разные варианты, среди которых довольно много вакцин на основе нуклеиновых кислот. Ни одна из вакцин такого сорта еще не зарегистрирована, но многие из них уже прошли тесты на безопасность и считаются довольно перспективными. мРНК попадает внутрь клеток и на ее основе синтезируются детали вируса как если бы он на самом деле заразил ее. Это по идее должно провоцировать правильный противовирусный иммунный ответ. При этом такая вакцина достаточно безопасна, — ее молекулы не могут встроиться в геном и утилизируются организмом как обычная мРНК.

Еще одно практическое преимущество, — особенно важное когда вакцина нужна быстро и в больших количествах, — дешевизна производства и скорость разработки: можно взять за основу проверенную и разработанную один раз мРНК-конструкцию и менять лишь небольшой участок, чтобы получать вакцины к совершенно разным болезням.

Несмотря на все потенциальные преимущества РНК-вакцин, у них есть существенный минус, — провоцируемый иммунный ответ часто слабее требуемого. Чтобы решить эту проблему, ученые оптимизируют способы доставки РНК в клетки и используют многократную вакцинацию.

Именно на этот класс вакцин в гонке коронавирусных препаратов поставила компания Pfizer. BNT162b1 представляет собой молекулу РНК, кодирующую в качестве антигена рецептор-связывающий домен S-белка SARS-CoV-2, — важнейшую мишень для нейтрализующих антител. Специалисты Pfizer модифицировали РНК, заменив часть уридинов на 1-метил-псевдоуридины — это помогает увеличить количество белка получаемого с одной молекулы и усиливает иммунный ответ. В-клеткам иммунитета нашего организма «нравятся» поливалентные антигены, на которых есть разные участки для узнавания, и, чтобы обеспечить это, ученые добавили в молекулу РНК кусок гена, кодирующий тримеризационный домен фагового белка (это распространенная практика). Чтобы увеличить шансы вакцины попасть в клетки, молекулы упакованы в липидные наночастицы.

Первые фазы клинических испытаний BNT162b1 провели на 45 взрослых людях возрастом 18-55 лет. Это двойное слепое рандомизированное исследование, в котором 36 пациентам вкололи по 10 (n=12, двукратно через 21 день), 30 (так же) и 100 (n=12, разово) миллиграмм вакцины, а остальные 9 получили плацебо. После вакцинации у участников проверили уровень нейтрализующих антител в крови и проследили за проявлением побочных эффектов на основании опросников.

Основные жалобы пациентов в течение недели после вакцинации были связаны с болью в месте укола, слабостью и головной болью, и большинство расценило эти симптомы как легкие или умеренные. Отдельные люди, получившие большие дозы, сообщили о сильной боли (1), лихорадке (1) и бессоннице (1) в течение одного из первых дней после вакцинации. У группы, принявшей плацебо, побочные эффекты были выражены значимо слабее.

Спустя 21 день после первого введения вакцины титры антител, узнающих рецепторсвязывающий домен, оказались сравнимы с титрами у переболевших людей и составили 534-1778 МЕ/мл, а после повторного введения вакцины выросли еще сильнее и две недели спустя составили 5880-16166 МЕ/мл. На то, как формируется Т-клеточная память в ответ на вакцину, исследователи не смотрели. Авторы исследования считают концентрацию в 10-30 миллиграмм достаточно безопасной и в то же время иммуногенной и планируют продолжать клинические исследования, в частности на людях старшего возраста.

Российские исследователи тоже не теряют времени даром и разрабатывают свои варианты вакцин. Какие именно вы можете прочитать в нашем материале «На острие иглы».

Вера Мухина